Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:47, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы, во-первых, анализ существующих трактовок понимания права: нормативной, марксисткой и других, анализ подходов исследователей различных школ, во-вторых, нахождение основных сущностных характеристик права, и, наконец, формулирование определения правового закона, ибо это определение является решением проблемы соотношения права и закона.
Введение 3
1. Многообразие подходов понимания сущности права 5
Сущность как философская категория 5
Позитивизм и советский легизм – концепции, отождествляющие право и закон 5
Марксистское понимание сущности права 7
Естественная правовая трактовка сущности права 9
Иные концепции сущности права. 11
2. Основные характеристики права согласно либертально- юридическому подходу 14
2.1. Формальное равенство- равенство правовое 14
2.2. Свобода. Правовое поле - сфера действия и граница свободы 16
2.3. Справедливость как равная мера действий людей 16
2.4.Проистечение общеобязательности права из правовой необходимости 18
2.5. Понятие правового закона 22
2.6. Соотношение понятий «право» и «закон» 24
Заключение 26
Список литературы 28
В общеобязательности закона есть два различных момента - официально-властный и правовой. Первый момент состоит в том, что закон как установление официальной власти наделяется его поддержкой и защитой, обеспечивается соответствующей санкцией на случай нарушения закона. С этой точки зрения общеобязательность закона - лишь следствие произвольного усмотрения власти, обязательности ее велений, приказов, установлений. Здесь же лежат корни легизма, согласно которому общеобязательный приказ и есть право.
Второй момент состоит в том, что закон наделяется общеобязательностью только потому, что он выступает именно как право, а не просто как какое-то иное неправовое установление и явление. Ведь власти (и легисты) говорят не только об общеобязательности закона, но одновременно утверждают, что это и есть право.
В этой претензии закона быть правом, проявляется то принципиальное обстоятельство, что у закона нет своей собственной сущности, отличной от сущности права.
С позиций признания правовой природы и сущности закона ясно, что общеобязательной силой должен обладать только правовой закон. Иначе пришлось бы признать, что ничего собственно правового нет, что с помощью силы и насилия можно всякий произвол превратить в право. Но объективная природа права проявляется и там, где ее отрицают: даже тиранические, деспотические, тоталитарные акты выдаются их авторами за «право» и «справедливость». Возможность злоупотребления понятием права и формой закона в антиправовых целях, разумеется, не обесценивает роль и значение закона как правового по своей природе явления, как необходимой общеобязательной формы выражения и действия права в социальной жизни людей. Двуединая задача здесь состоит в том (в достижение такого состояния и регулирования), чтобы только праву придавалась законная (официально-властная, общеобязательная) сила и вместе с тем, чтобы закон был всегда только правовым.
В контексте различия и соотношения права и закона общеобязательность закона обусловлена его правовой природой и является следствием общезначимости объективных свойств права, показателем социальной потребности и необходимости властного соблюдения, конкретизации и защиты принципа и требований права в соответствующих официальных актах и установлениях. И именно потому, что, по логике, не право - следствие официально- властной общеобязательности, а наоборот эта общеобязательность выступает как еще одно необходимое определение права (а также права в виде закона) в дополнение к исходным определениям об объективных свойствах права. Смысл этого определения состоит не только в том, что правовой закон обязателен, но и в том, что общеобязателен только правовой закон. Основное различие между исходными определениями права, фиксирующими, и этим дополнительным определением состоит в том, что объективные свойства права не зависят от воли законодателя, тогда как общеобязательность правового закона, подразумевается объективной природой права, зависит от воли законодателя (от официально-властного опосредования между требованиями права и формой их конкретного законодательного выражения, от властных оценок и решений), и от ряда объективных условий (стадии развития социума, наличие условий, объективной необходимости для появления и действия правовых законов).
Еще Фома Аквинский писал по этому поводу: «Для того, чтобы воля выраженная в поведение, могла иметь свойства права, она должна быть в согласии с разумом. В этом смысле следует понимать выражение, по которому воля суверена имела бы свойство беззакония скорее, чем закона.… Поскольку закон главным образом повелевается для общего блага, любые другие предписания индивидуально произведенные, не могут обладать правовой природой». Причем правовая природа понималось Фомой Аквинским как то, «что составляет существо человеческих действий, потому что оно есть их правило и мера»[1].
2.5. Понятие правового закона
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.
Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:
1) все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний;
2) законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;
3) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия — вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:
— законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
— они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
— их соблюдение должно быть непререкаемым.
Законы подразделяют на обыкновенные и конституционные. К последним относятся конституции и примыкающие к ним основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства.
Особое место в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они относятся к подзаконным актам и в принципе должны носить исполнительный характер. С юридической точки зрения только в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе конституции президентские акты могут приостанавливать или корректировать законы.
К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юридическую силу по отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся постановления и распоряжения правительства. В них часто содержатся первичные нормы.
Подзаконные нормативные акты отдельных ведомств, как правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из центральных ведомств, например МПС, МВД, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия. Случается, что какие-то акты принимаются вразрез с законом, ущемляют права и интересы граждан. Но тогда положение поправляется актами конституционного правосудия.
Местные подзаконные акты издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. Они распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории края, области, земли, района, города, поселка, села.
Локальные подзаконные акты издаются организацией для решения своих внутренних вопросов. Они распространяют свое действие только на членов данного ограниченного коллектива людей. Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.
В условиях демократизации общества и углубления, самоуправленческих начал могут получить дальнейшее развитие санкционированные подзаконные акты. Это издаваемые с предварительного разрешения государства (или приобретающие юридическую силу после утверждения в компетентном государственном органе) нормативные акты общественных объединений, трудовых коллективов. Они могут иметь как местное, так и локальное значение.
Обобщая вышесказанное, можно дать определение правового закона. Правовой закон есть адекватное отражение сущностных характеристик права, то есть общеобязательная система норм всеобщего равенства, свободы и справедливости. Следует подчеркнуть, что это именно сущностное определение правового закона, не затрагивающее правовое содержание изменяется с течением времени. Данное определение носит общий характер и распространяется на все типы и системы позитивного права, правда, лишь в той мере и постольку, в какой и поскольку последние соответствуют объективной природе и требованиям права и действительно отражают право, а не произвол. Поэтому данное определение выступает также как масштаб и критерий для проверки и оценки правового качества, практически действующих систем и типов позитивного права, для определения того, действительно ли речь идет о позитивизации права или формы права и закона используются в антиправовых целях, для прикрытия произвола и насильственного установления тирании, деспотизма и тоталитаризма.
2.6. Соотношение понятий «право» и «закон»
Под законом нередко подразумевается само право, поскольку именно в законе предельно четко выражены главные особенности права — его нормативность и общеобязательность, а в случае неисполнения - возможность принудительного обеспечения. Право выступает в качестве господствующей в обществе социальной воли, «возведенной в закон». В обыденном словоупотреблении чаще говорят: «соблюдение закона», «нарушение закона», чем «соблюдение и нарушение права».
Во всех этих случаях понятие закона употребляется в широком смысле, то есть не предполагает выявление его специфических признаков в отличие от других правовых актов. Более того, акт любого органа, регулирующий общественный отношения, может быть назван законом в широком значении этого слова.
Однако и понятие закона в узком, то есть специальном смысле как акта, исходящего только от органов законодательной власти и обладающего специфическими признаками, требует установления его соотношения с правом. Не отрицая необходимости расширения формальных источников права за счет, например, судебного прецедента, политического обычая, арбитражной практики и т. п., следует признать, что правовое государство выдвигает закон на первые позиции, придает закону статус основополагающего, первичного регулятора в обществе. В данном случае речь идет о принципиальном повышении роли представительных органов власти в издании законов, содержащих основополагающие правовые нормы, в чем они уступают лишь непосредственному правотворчеству самого народа (например, принятие закона путем референдума). Тем самым обеспечивается расширение возможностей законодательной власти в правотворчестве за счет сужения круга подзаконных нормативных актов, издаваемых исполнительной властью, на что выше уже специально указывалось.
Наряду с этими принципиальными условиями развития правовой государственности следует иметь в виду, что в период проведения коренной экономической реформы в Российской Федерации наблюдались и иные подходы, не способствующие установлению действительного верховенства закона. В этот период дважды имело место наделение Президента России дополнительными полномочиями, в силу которых ему было предоставлено право издавать нормативные указы по вопросам законодательной деятельности. Так, в ноябре 1991 г. Президент получил право издавать указы по вопросам оперативного регулирования хода экономической реформы, даже если они находились в противоречии с действующими законами Российской Федерации, правда, при условии предварительного рассмотрения проектов таких указов Верховным Советом или его Президиумом. Тем самым была предоставлена возможность вмешательства исполнительной власти в деятельность законодательной власти, а подзаконный акт - указ Президента получил приоритетное значение перед законом, хотя и по строго определенному кругу вопросов и в течение ограниченного срока. Но, несмотря на все ограничения, ряд указов Президента был издан с превышением его полномочий и прямо вторгался в компетенцию законодательных органов власти. Это послужило поводом для вмешательства Конституционного суда Российской Федерации, который признал неконституционными, а потому недействующими с момента издания некоторые из указов Президента в силу нарушения принципа разделения властей и вторжения в сферу полномочий законодательных органов.
Заключение
Проблема соотношения права и закона будет стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, что когда-нибудь все законы будут правовыми. Но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера.
Поэтому сущность права служит и критерием, определяющим правовой (или неправовой) характер закона, но и ориентиром, неким «маяком» для законодателя в процессе законотворчества.
Конечно, сущность такого сложного и многогранного явления как право познать до конца достаточно трудно. И либертально-юридическая концепция лишь одна из множества других концепций, делающих попытку познать сущность права. Однако, она может сыграть позитивную роль, так как решительно порывает с узконормативной и во многом заидеологизированной трактовкой, бывшей ведущей в недалеком прошлом. «Судьба правового государства в России во многом зависит от того какую социальную силу наберет понимание природы и сущности права, понимание, открывшее дорогу современной цивилизации».[1]
1.Аквинский Фома. О правление государей. - М., 1989
2. Вышинский А.Я. Теория государства и права. - М., 1949
3. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994
4. Кельзен Г. Чистое учение о праве Ганса Кельзена.- М., 1987
5. Керимов. Философские основания политико-правовых исследований. - М., 1986
6. Маркс. Энгельс. Собрание сочинений. Т4.- М, 1982
7. Основы государства и права. – М., 1995.
8. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СП б., 1909
9. Яковлев Р. Право есть бытие свободы // Родина-1995-№7-С.47-49
[1] Кант И. Критика чистого разума.- М., 1994. – с.432.
[1] Аквинский Фома. О правление государей.- с.54.
[1] Кант И. Критика чистого разума.- М., 1994. – с.69.
[1] Маркс. Энгельс. Собрание сочинений. Т4.- М, 1982. – с.37.
[1] Керимов В. Философские основания политико-правовых исследований. - М., 1986.- с.186.
[1] . Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.- СПб., 1990. – с.412.
[1] Аквинский Фома. О правление государей.- с.255.
[1] Яковлев Р. Право есть бытие свободы//Родина. –1995. -№7. -С.49
Информация о работе Основные характеристики права согласно либертально- юридическому подходу