Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:17, контрольная работа
Для решения экономических и социальных проблем и успешного ведения хозяйственной деятельности на основе христианско-социальных и гуманистических принципов христианские демократы в 40—50-х гг. ХХ в. создали теорию социального рыночного хозяйства. Эта экономическо-философская теория была разработана двумя школами, пришедшими на смену старым экономическим либералам (А.Смиту, Д. Рикардо и др.): «Фрайбургской школой» во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом и сторонниками социальной рыночной экономики, среди которых самым влиятельным был А. Мюллер-Армак.
Введение 3
1. Понятие и сущность социально-экономического хозяйства 4
2. Рынок: понятие, сущность, функции 7
3. Положительные и негативные характеристики рынка 13
4. Социальное рыночное хозяйство: понятие, признаки и виды 13
5. Основные положения теории социального рыночного хозяйства 17
Выводы 20
Библиографический список 21
Основные характеристики
социального рыночного
СОДЕРЖАНИЕ
Для решения экономических и социальных проблем и успешного ведения хозяйственной деятельности на основе христианско-социальных и гуманистических принципов христианские демократы в 40—50-х гг. ХХ в. создали теорию социального рыночного хозяйства. Эта экономическо-философская теория была разработана двумя школами, пришедшими на смену старым экономическим либералам (А.Смиту, Д. Рикардо и др.): «Фрайбургской школой» во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом и сторонниками социальной рыночной экономики, среди которых самым влиятельным был А. Мюллер-Армак.
Социальная рыночная экономика рассматривалась в первую очередь как программа, сформулированная в гораздо более широком контексте либеральной философии и говорящая о том, как сформировать политический и экономический порядок, культуру, прессу, высшее образование и науку. Эти две группы вынуждены были бороться с социализмом-коллективизмом, с одной стороны, и с прежней концепцией свободного общества — с другой.
Цель работы: рассмотреть основные характеристики социального рыночного хозяйства.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие и сущность социально-экономического хозяйства;
2. раскрыть понятие рынка, рассмотреть его сущность и функции;
3. рассмотреть основные положительные и негативные характеристики рынка;
4. рассмотреть основные признаки и виды социального рыночного хозяйство;
5. изучить основные положения теории социального рыночного хозяйства.
Определенный способ
организации хозяйственной
Общественная форма организации хозяйства, при которой продукты производятся для внутрихозяйственного потребления, именуется натуральным хозяйством. [4, с.16]
В таком роде общественного хозяйства все основные экономические вопросы решаются на основе целей собственного потребления. Например, с учетом внутрихозяйственных потребностей крестьянских семей, сельских общин и т. д.
Для натурального хозяйства характерны такие признаки, как замкнутость, ограниченность и разобщенность производства, традиционность, медленные темпы развития и др.
В натуральном хозяйстве
все виды работ, включая добычу и
обработку необходимых
Хозяйства, функционирующие на основе натурального производства, как правило, не устанавливают экономических связей с другими субъектами экономики. Весь спектр потребностей реализуется исходя из возможностей собственного производства. Отношения обмена как таковые отсутствуют.
В натуральном хозяйстве
экономическая деятельность ведется
согласно сложившимся традициям, которые
передаются из поколения в поколение.
Такая форма организации
Натуральная форма производства преобладала на ранних стадиях хозяйственной деятельности людей. Объясняется это относительной неразвитостью факторов производства, общественного разделения труда, господством сельского хозяйства, а также потребительским характером производства. Натуральное хозяйство господствовало у первобытных народов. Оно существовало в виде замкнутых, экономически самостоятельных общин. Значительные позиции натуральное хозяйство занимало в античных рабовладельческих государствах. Признаками натурального хозяйства обладает помещичье хозяйство, а также хозяйство крестьян, находившихся в зависимости у феодалов. В рамках этих хозяйств велось земледелие, скотоводство, осуществлялась переработка продукции этих отраслей в готовые изделия. [4, с.17]
Форма организации экономики, при которой основная часть благ создается для обмена путем купли-продажи, именуется товарным хозяйством.
В товарном производстве основные экономические вопросы решаются самостоятельными производителями. При принятии этих решений учитываются потребительский спрос, его структура, а также тенденции изменения потребностей. Одной из основных целей товарного производства является реализация продукции. В противном случае последующий цикл хозяйственной деятельности может не возобновиться, а сам товаропроизводитель разориться. Это заставляет товаропроизводителей действовать эффективно и ответственно, быстрее реагировать на изменение потребительского спроса, постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции. [4, с.17]
Товарное производство возникло в традиционной экономике. Однако в тот период доля товарной продукции в общем объеме общественного производства была незначительной. В рамках современной рыночной экономики товарное производство составляет почти 100% в общем объеме производимой продукции.
Товарное производство возникает и функционирует при определенных условиях. К ним относится общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей.
Общественное разделение труда — это обособление различных ви-дов экономической деятельности. Различают три основных типа разделения труда: внутрифирменное, общенациональное, международное. [4, с.18]
Внутрифирменное разделение труда — это разделение труда внутри отдельного хозяйствующего субъекта. [4, с.18]
Общенациональное разделение труда — выделение отдельных видов экономической деятельности в рамках хозяйства конкретной страны. Общенациональное разделение труда имеет следующие формы выражения:
Условием общественного разделения труда является развитие факторов производства. В то же время общественное разделение труда выступает важнейшим условием их совершенствования, поскольку способствует накоплению у работников производственного опыта, повышению уровня их квалификации и знаний.
Рис.1. Формы общенационального разделения труда
Общественное разделение труда прошло ряд крупных ступеней: выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия, обособление торговли. Каждая из них способствовала усилению процесса специализации труда, расширению экономических связей. Все это привело к повышению производительности труда, создало объективные предпосылки для установления регулярности обмена результатами труда.
В условиях товарного производства обмен экономическими благами между субъектами экономики осуществляется посредством рынка. Наибольшее распространение получило следующее толкование экономической категории «рынок».
Рынок — это форма товарного и товарно-денежного обмена, это механизм, обеспечивающий взаимодействие между производством и потреблением. [2]
Различают субъекты и объекты рынка. К субъектам рынка относятся лица, которые вступают в рыночные отношения и являются участниками рыночных сделок (покупатели, продавцы, государственные организации, а также промежуточные организации). Объекты рынка — это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи (материальные и нематериальные блага, капитал, открытия, изобретения, идеи и т. д.). [2]
Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, контролирующая, социальная.
Посредством информационной функции рынок представляет своим участникам необходимую информацию о соотношении между спросом и предложением экономических благ, их качестве и ассортименте, ценах и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес, перестроить его структуру в соответствии с изменившимися условиями рынка. Наличие информации важно также и для потребителей. Сведения о ценах, тенденциях их изменения, появлении новых продуктов, ситуации на рынке труда помогает потребителям принять правильное экономическое решение. Данные о ситуации на рынке можно получить посредством анализа различного рода показателей: уровня цен, процентной ставки, прибыли, безработицы, средней заработной платы и др.
Посредническая функция рынка заключается в том, что рынок способствует установлению хозяйственных связей между его субъектами. При этом рынок обеспечивает альтернативность выбора при заключении сделок. Потребитель имеет возможность выбрать оптимального производителя продукции. В то же время продавцу обеспечивается выбор наиболее подходящего покупателя. [2]
Ценообразующая функция рынка позволяет определить цену продуктов, которая быстро реагирует на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре. Имеющиеся на рынке экономические блага одного назначения обычно содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Однако рынок ориентируется на общественно необходимые затраты, которые готов оплачивать потребитель. Именно они определяют цену, по которой продукция предлагается потребителям. [2]
Регулирующая функция рынка является одной из самых его важных функций. С помощью регулирующей функции рынок способствует переливу капитала из одних отраслей и сфер экономики в другие, обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства. Рост цен в некоторых секторах экономики является сигналом для производителей к расширению объемов производства. Напротив, снижение цены — сигнал к сокращению. Несмотря на то что в странах с социально ориентированной рыночной экономикой большое место отводится государственному регулированию экономики, регулирующая роль рынка продолжает сохраняться. Рынок является координатором всех сфер общественного производства, способствует установлению необходимых воспроизводственных пропорций. [2]
Стимулирующая функция рынка заключается в том, что рынок посредством цен стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, экономию затрат, повышение качества продукции, постоянное обновление ассортимента продукции. [2]
Контролирующая функция рынка сводится к тому, что рынок освобождает экономику от неэффективных хозяйственных единиц, которые не в состоянии предложить потребителям качественную продукцию. Эта функция рынка в экономической литературе также именуется санирующей функцией. [2]
Социальная функция рынка приводит к дифференциации участников рынка. Те предприятия и организации, которые выпускают более качественную продукцию, применяют эффективные методы управления, используют персонал высокой квалификации, имеют возможность получать более высокий доход. Эта функция касается и граждан. Физические лица, обладающие соответствующим уровнем образования и квалификации, вправе рассчитывать на получение более интересной и доходной работы. [2]
Рынок — это сложная экономическая система, состоящая из различного рода подсистем или самостоятельных «мини-рынков».
Классификация рынка как объекта рыночных отношений позволяет выявить ряд структурных рынков (потребительский рынок, рынок труда и др.)- Каждый из них выполняет особую роль в общественном производстве, имеет специфику образования и функционирования. Например, потребительский рынок — это совокупность отдельных лиц и домохозяйств, приобретающих товары и услуги для личного потребления. [1, с.51]
Классификация рынка на основе такого критерия, как субъекты рынка, позволяет выделить рынок покупателей, рынок продавцов, рынок государственных организаций, рынок промежуточных продавцов. Рынок покупателей характеризуется ситуацией, при которой предложения производителей и продавцов продукта превышают спрос на них по существующим ценам, в результате чего цена на продукцию снижается. Рынок продавцов — ситуация на рынке, при которой спрос на продукт превышает предложение. Рынок государственных организаций — государственные учреждения и организации закупают или арендуют экономические блага, необходимые для выполнения свойственных им функций. Рынок промежуточных продавцов — совокупность лиц и организаций, приобретающих экономические блага для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. [1, с.51]
Такой критерий, как место реализации продукции, позволяет подразделить рынок на местный, региональный, национальный, интеграционный и мировой рынок. Местный рынок — это рынок, функционирующий в рамках отдельного города, населенного пункта. Региональный рынок охватывает экономическое пространство отдельного региона, штата. Национальный рынок обеспечивает взаимодействие между производством и потреблением в рамках национального хозяйства в целом. Интеграционный рынок объединяет экономическое пространство двух и более стран. Мировой рынок — это система устойчивых товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Информация о работе Основные характеристики социального рыночного хозяйства