Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:43, контрольная работа
Целью данной работы является изучение классификации основных источников римского права.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить классификацию и содержание источников римского права с точки зрения правообразования, а именно: обычное право, закон, эдикты магистратов и преторское право
2) рассмотреть классификацию и содержание источников римского права с точки зрения его познания, а именно: сенатусконсульты, деятельность юристов, императорские конституции, кодификация Юстиниана и иные памятники.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Источники римского права с точки зрения правообразования…………4
1.1 Обычное право…………………………………………………………….5
1.2 Закон……………………………………………………………………….6
1.3 Эдикты магистратов и преторское право………………………………..9
2. Источники римского права с точки зрения его познания……………...11
2.1 Сенатусконсульты……………………………………………………….11
2.2 Деятельность юристов…………………………………………………..12
2.3 Императорские конституции…………………………………………...16
2.4 Кодификация Юстиниана……………………………………………….18
2.5 Иные памятники…………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………..25
Библиографический список…………………………………
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
Основные источники познания римского права
Вариант №8
Контрольная работа
по Римскому праву
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Источники римского
права с точки зрения
1.1 Обычное право…………………………………………………………….5
1.2 Закон…………………………………………………………………
1.3 Эдикты магистратов и преторское право………………………………..9
2. Источники римского права с точки зрения его познания……………...11
2.1 Сенатусконсульты……………………………………
2.2 Деятельность юристов…………………………………………………..12
2.3 Императорские конституции…………………………………………...
2.4 Кодификация Юстиниана……………………………………………….18
2.5 Иные памятники………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………27
Введение
Подготовка квалифицированных юристов без глубокого изучения римского гражданского права, давно ставшего, по сути, языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем, невозможна.
Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. Для того, чтобы глубже осмыслить современную систему важнейших институтов имущественного права, необходимо обратиться к источнику права.
Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. Именно об этих внешних формах выражения правотворческой деятельности государства и пойдет речь в данной работе.
Целью данной работы является изучение классификации основных источников римского права.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить классификацию и содержание источников римского права с точки зрения правообразования, а именно: обычное право, закон, эдикты магистратов и преторское право
2) рассмотреть
классификацию и содержание
1. Источники римского права с точки зрения правообразования
В литературе термин "источник права" употребляется в разных значениях:
как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. В рабовладельческом Риме - это рабовладельческие производственные отношения, поскольку римское право является правом рабовладельческого эксплуататорского государства;
Источником знаний о римском праве являются юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних рукописях, но первый Кодекс Юстиниана (529 г.) не сохранился, до нас дошла лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам и пересказам, сохранившимся в произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д.
К источникам познания римского права относятся памятники римской литературы, историков (Тит Ливий, Тацит, Авл Гелий и др.), римских ораторов (знаменитый Цицерон, I в. н.э.), философа Сенеки.
Надписи на дереве, камне, бронзе, на стенах построек, раскопки города Помпеи, засыпанной лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э., папирусы (например, папирус с эдиктом Антония Каракаллы, 212 г. н.э., о предоставлении прав римского гражданства всем подданным Римской империи), нумизматика (изучение монет) и т.д. - все это также источники познания римского права.
Еще в одном значении термин "источник" употребил римский историк Тит Ливий, назвав Законы XII Таблиц "источником всего публичного и частного права".
1.1 Обычное право
Ульпиан делит все право на писаное и неписаное, к которому относится обычное право.
Обычай является древнейшим источником обычного права. Повторяющееся и типичное в повседневном социальном поведении фиксируется членами общества как правильное, обязательное, нормальное поведение. Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, - то, что римляне называли "заветами предков" (mores maiorum). Хранителями этих обычаев в Риме становились понтифики (жрецы). Будучи признаны государством, обычаи становятся обычным правом. Законы XII Таблиц были, по существу, кодификацией обычаев. Ульпиан, например, пишет, что недееспособность расточителя предусматривалась XII Таблицами, но уже прежде была введена обычаями. В отношении того, что возникло в обычной практике гражданского оборота после XII Таблиц, римские юристы уже говорили не как об обычаях предков, а как об институтах ius gentium (например, литеральные контракты на рубеже III-II вв. до н.э.).
Более поздние обычаи (I в. до н.э.) обозначаются уже новым термином - consuetudo. Теперь уже обычай выступает как источник обновления ius civile.
Наиболее часто в источниках классического права встречаются местные обычаи (mos regiоnis), что связано с применением местного права в провинциях.
Обратимся к высказываниям самих римских юристов об обычаях. Ульпиан определял обычное право как молчаливое согласие народа, оформившееся в долгом привычном поведении. По значению римские юристы приравнивали обычай к закону. "Давний обычай небезосновательно соблюдается как закон, и это является правом, которое называют установленным обычаями (moribus). Ибо, раз сами законы обязывают нас лишь по той причине, что они приняты по повелению народа... и то, что народ утвердил без письменной формы, обязывает всех; ведь какая разница, выразил народ свою волю голосованием или самими делами и поступками" (Д. 1.3.32.1). А некоторые юристы (Павел) придавали обычаю даже больший авторитет, чем закону. "Это право пользуется даже большим авторитетом, раз оно настолько одобрено, что не было необходимости придавать ему письменную форму" (Д. 1.3.36).
В постклассическую
эпоху обычай приравнивается к закону,
если только он не противоречит здравому
смыслу и закону. Применение обычаев
предписывалось в тех делах, в
отношении которых нет
Таким образом, обычаями называются выработанные в процессе повседневного социального общения правила поведения, длительно применяемые и передающиеся из поколение в поколение. За обычаем признавалась юридическая сила, если он не противоречил закону, постоянно и длительно применялся, выражал разумную потребность в правовом регулировании ситуации. По мере укрепления государства и усиления его законодательной деятельности обычай, оставаясь источником обычного права, уступает первое место закону.
1.2 Законы
Писаное право (ius scriptum), как указано в римских источниках, состоит из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов.
Главным источником римского права является закон (lex).
Законы VII Таблиц
Основной вехой становления римского законодательства были Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э.
Период писаного права начался в Риме после того, как плебеи в упорной борьбе с патрициями добились записи обычаев, применяемых в государстве. Так были созданы Законы XII Таблиц. Для этого была создана комиссия из трех членов, которая отправилась в Грецию изучать законы Солона. По возвращении в Риме был упразднен консулат и избраны десять человек, которые в течение 451 г. до н.э. написали 10 Таблиц и вынесли их на одобрение центуриатных комиций. На следующий год новые децемвиры вынесли на одобрение народа еще две таблицы. Так возникли Законы XII Таблиц (lex duodecem tabularum), которые представляли собой очень важную кодификацию римского цивильного права. Законы были записаны и выставлены на форуме на деревянных (по некоторым сведениям - медных, и даже слоновых досках), которые погибли и до нас не дошли, но были позднее реконструированы. Положения Законов охватили все важнейшие сферы юридической практики: О вызове в суд (Табл. I); О вершении исков (Табл. II); О долговом рабстве (Табл. III); О порядке манципации при сделках (Табл. IV); О завещании и семейных делах (Табл. V), О пользовании земельным участком (Табл. VI); О воровстве (Табл. VII); О личном оскорблении-обиде (Табл. VIII); Об уголовных наказаниях (Табл. IX); О публичных делах в городе (Табл. XI); О неиспрашивании привилегий (Табл. XII).
Законы республиканского Рима
В республиканском Риме законодательным органом были народные собрания (комиции). Принятие закона проходило несколько стадий. Сначала компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать. Наконец, предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом.
Римские законы получали наименование по их инициаторам (например, Закон Петелия, иногда по двум именам консулов - Закон Лициния - Секстия).
Закон состоял из трех частей:
В зависимости от санкции различали четыре вида законов:
Большинство известных римских законов принадлежит к несовершенным либо менее совершенным законам.
Lex и плебисциты
Со временем сложились два подвида римских законов республиканского периода: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебисциты - постановления только плебейских собраний.
Постдецемвиральные законы (принятые после XII Таблиц) никогда не были кодифицированы, хотя это собирались сделать Помпей Великий и Юлий Цезарь. Однако Законы XII Таблиц остались единственной официальной кодификацией законодательства республиканского периода.
Плебисциты - решения плебейских собраний - изначально были обязательны только для плебса. Как пишет в своих Институциях Гай: "Некогда патриции утверждали, что плебисциты не налагают на них обязательств, раз они издаются без их одобрения" (Гай, 1.3) *(9). Однако по Закону Гортензия (III в до н.э.) они стали обязательны для всего народа, подобно leges populi. Плебисциты, таким образом, отличались от других законов лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.
1.3 Эдикты магистратов и преторское право
Третий чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).
Информация о работе Основные источники познания римского права