Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:02, контрольная работа
Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Основные элементы конституционно–правового статуса РФ………..…….3
2. Субъекты Российской Федерации…………………………………………....6
3. Предметы ведения Российской Федерации……………………………….…8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные элементы конституционно–правового статуса РФ………..…….3
2. Субъекты Российской Федерации…………………………………………....6
3. Предметы ведения Российской Федерации……………………………….…8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации.
Конституционное право закрепляет
принципы, основные отправные начала,
которыми должны руководствоваться
все другие отрасли права. Именно
конституционное право
Основным нормативным источником этой отрасли права является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Конституция подчеркивает,
что федеральные законы имеют
верховенство на всей территории России,
а самой территории нашей страны
обеспечивается целостность и
Правовой характер государства
и права России проявляется в
том, что все основные общественные
отношения, все права и обязанности
граждан должны определяться правом
и фиксироваться, прежде всего, на уровне
закона. Кроме того, соблюдение закона
должно быть обязательным не только для
отдельных граждан и
1. Основные элементы конституционно – правового статуса Российской Федерации
Российская Федерация – федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Конституционно – правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.
Неотъемлемым элементом конституционно - правового статуса российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета.
Важным элементом
Конституционно - правовой статус
Российской Федерации означает наличие
общих для всей Федерации органов
государственной власти. Российская
Федерация имеет Президента –
главу государства; Федеральное
собрание – представительный и законодательный
орган Российской Федерации; Правительство,
осуществляющее исполнительную власть
РФ; Конституционный суд, Верховный
суд и высший Арбитражный суд,
осуществляющие высшую судебную власть
в стране. Систему органов прокуратуры
возглавляет Генеральный
Конституционно – правовой
статус РФ характеризуются наличием
единой федеральной системы права.(1)
основу системы права составляет
Конституция РФ, обладающая высшей
юридической силой и прямым действием
на всей территории страны. Конституция
РФ устанавливает верховенство федерального
закона. По предметам ведения РФ
принимаются федеральные
Конституционно – правовой
статус РФ характеризуется наличием
федеральной собственности. В соответствии
с постановлением Верховного Совета
РФ от 27 декабря 1991 г. " О разграничении
государственной собственности
в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность
республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов. Городов
Москвы и Санкт – Петербурга и
муниципальную собственность". К
объектам исключительно федеральной
собственности относятся
Конституционно – правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей РФ является рубль.
К числу наиболее важных
элементов конституционно – правового
статуса РФ относится наличие
единых Вооруженных Сил, которые
осуществляют защиту суверенитета и
территориальной ценности РФ.(1) Не имеют
право создавать свои Вооруженные
Силы и субъекты РФ, включая республики.
Верховным Главнокомандующим
К числу основных элементов конституционно – правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Существенным элементом конституционно – правового статуса РФ является государственный язык. В Конституции (ч.1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.
Важным компонентом
2. Субъекты Российской Федерации
РФ обладает уникальным федеративным устройством. РФ состоит из 89 субъектов: 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. Она относится к федерациям смешанного типа: одна часть ее субъектов образована по национально – территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая – по территориальному (края, области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е. территории я целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталась ассиметричной федерацией: составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно – правовой статус.
По Конституции в состав РФ входит 21 республика. Большинство из них имели статус автономной республики в составе РСФСР: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Чувашская. Две республики появились в составе РФ в результате раздела Чечено-Ингушской АССР – Ингушская республика и Чеченская республика. Четыре республики получили свой статус во время распада СССР и так называемого "парада суверенитета" в начале 1990-х гг.: Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесская республика и республика Хакасия.
Из всех субъектов РФ республики
обладают самым высоким государственно-
Края и области появились
РСФСР в конце 1920-х гг. вместо упраздненных
губерний. Края формировались на территориях
со смешанным в этническом отношении
населением; области, наоборот, - с однородным.
Статус субъектов РФ края и области
получили по Конституции 1993г. В начале
1990-х гг. в связи с разработкой
ныне действующей Конституции
Ныне в составе РФ:
Края, области и города федерального значения как субъекты РФ являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта – Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную – администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в Санкт –Петербурге – губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык – русский. Край, область, города федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику – флаг, герб, гимн.
Автономная область и
автономный округ представляют собой
исторически сложившуюся
Главная особенность этой
группы субъектов РФ состоит в
том, что они территориально входят
в состав другого субъекта РФ –
края или области. Статус автономной
области и автономного округа
определяется Конституцией РФ и Уставом
автономии. Отношения автономных округов
с краев или областями, в состав
которых они входят, могут также
регулироваться федеральным законодательством
и двусторонним договором. В тоже
время Конституция РФ не содержит
аналогичной нормы для
Автономные области и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.
3. Предметы ведения Российской Федерации
Конституционно – правовой
статус РФ находит свое конкретное
юридическое выражение в
В сфере государственного
строительства к предметам
РФ устанавливает систему
федеральных органов
В исключительном ведении РФ находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно – процессуальное и уголовно – исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско – процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собствености; федеральное коллизионное право.
Информация о работе Основные элементы конституционно–правового статуса РФ