Основные этапы истории политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:48, творческая работа

Описание работы

История политических и правовых учений причисляется к числу историко-теоретических предметов. Задача данной дисциплины - на данном историческом материале представить закономерности формирования политико-правовой идеологии, представить содержание и историю наиболее важных и высокопоставленных теоретических концепций государства и права минувших периодов. Каждая значительная эпоха сословного и классового слоя располагала близкую теорию государства и права, плотнее несколько теорий. Исследование данных теорий и их отношения с нынешними вопросами права и государства так же величественно для подготовки высококвалифицированных правоведов.

Файлы: 1 файл

Основные этапы истории политических и правовых отношений.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Современная Гуманитарная Академия

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

История политических и  правовых учений

Тема

Основные этапы истории  политических и правовых учений

Фамилия

Лоренген

Имя

Валерий

Отчество

Александрович

№ контракта

10200090101074


 

Основная часть

Основные этапы истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений причисляется к числу историко-теоретических  предметов. Задача данной дисциплины - на данном историческом материале представить закономерности формирования политико-правовой идеологии, представить содержание и историю наиболее важных и высокопоставленных теоретических концепций государства и права минувших периодов. Каждая значительная эпоха сословного и классового слоя располагала близкую теорию государства и права, плотнее несколько теорий. Исследование данных теорий и их отношения с нынешними вопросами права и государства так же величественно для подготовки высококвалифицированных правоведов.

Исследование истории политических и правовых учений уже в минувшем  веке было составной частью высшего  юридического образования. На юридических  факультетах университетов данный  предмет вначале нарекался «История политических учений, далее - «История философии права».

Исследование истории политических и правовых учений жизненн, так как ряд вопросов, касающихся к государству, праву, политике, многократно обсуждался в предыдущие периоды, в следствии чего сформировались системы аргументов в полезность того или другого постановления данных проблем. Закономерностью формирования политико-правовой идеологии на ее теоретическом величине показывается то, что всякое учение о государстве, праве, политике основывается с учетом нынешней ему политико-правовой реальности, какая непременно отображается в самом абстрактном теоретическом строе. Любая значительная эпоха сословного и классового общества располагала свои, присущие ей политико-правовые организации, мнения и способы их теоретического истолкования. Оттого в середине заинтересованности теоретиков государства и права различных исторических периодов находились разнообразные политико-правовые вопросы, объединенные с особенностями государственных учреждений и принципов права надлежащего исторического субъекта и облика. Особенности разнообразных исторических эпох определяли разнообразное соотношение права и государства в общей жизни и тем самым - различную степень заинтересованности, какое в содержании политико-правовых доктрин уделялось теоретическим проблемам государства, политики, права. Понятие «политико-правовое учение» создано на близкой взаимоотношении вопросов государства и права, но не обозначает сведения права на величину надстройки над государством, придатка к нему. В содержании последовательности политико-правовых учений на первом месте стояли как раз вопросы права, по взгляду к каким механизм государства и иные политические вопросы анализировались как второстепенные. Право захватывает ведущее по касательству к государству положение в отдельных религиях, и поэтому правовые вопросы обнаруживаются основными в содержании политико-правовых учений, возведенных на идейной азбуке отвечающей религии. В истории политико-правовых учений имелось также немало не соединенных с религией проектов подробной регламентации вечными законами жизни общества, проектов, отводящих государству вторую роль хранителя данных законов Законы Платона, Кодекс природы Морелли, «Путешествие в землю Офирскую. Но немало, имелось нерадивых апелляций к «всенародной воле» и «общему благу» например, в период кризиса Римской республики, битвы за власть честолюбцев, их партий и группировок, по словам свидетеля и историка событий Саллюстия, «каждый, кто приводил государство в волнение, шел под правдивым поводом одни якобы берегли права народа, прочие взвевали как можно значительнее смысл сената и все, крича об общественной полезности, воевали лишь за личное влияние». Более всего объединена с идеалами социально-политических групп и с конкретной исторической ситуацией программная доля политико-правового учения. Методологическая основа учения и его теоретическое содержание выказываются более значительными сферами общей идеологии, не во всех долях определяются социальными кругозорами, более или менее автономны по касательству к ним. Рядом с демократическими теориями и зачастую в совмещении с ними раскручивались идеи повиновения государства праву. Сущность настоящих идей заключалась в том, что людьми обязано распоряжаться не государство, а равноправный для всех закон. Политическое отчуждение в подобных теориях побеждало только отчасти, так как государство осталось наружной для общества силой, хотя и подчиненной закону. В процессе вырабатывания идей повиновения государства праву начались либеральные теории, назначившие вопрос прав человека, не зависящих от государственной власти, а также разрабатывавшие систему гарантий, отстаивающих данные права и общество в едином от всяких поступков государства.

Идея общественного режима, созданного  более на законе, чем на приказаниях  служебных лиц и постановлениях государственных  органов, тоже завязалась еще в Древнем  мире. Вопросы прав человека и законности приобрели значительное распространение  и заслужили качественно свежее содержание в пору буржуазных революций, положивших основу смене сословного строя гражданским обществом, образованным на правовом равноправии людей. Безукоризненное государство Платона - праведное правление наилучших.

Дальнейшее формирование и усиление античной политико-правовой мысли после  Платона сковано с именем его  ученика и критика - Аристотеля. Он предпринимал старание всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него близко скована с этикой. Научное осознание политики полагает, по Аристотелю, сформированные мнения о нравственности, сведение этики.

Предметами политической науки являются восхитительное и правильное, но те же объекты в качестве добродетелей осваиваются и в этике. Этика покажется как основа политики, предисловие к ней.

Аристотель разбирает два облика справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», средой использования данного принципа - область гражданскоправовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость вытекает из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, соразмерно вкладу и взносу того либо другого члена общения. Тут вероятно как равное, так и неравное наделение подобающими благами.

Важнейшим итогом этических изучений, существенным для политики, обнаруживается положение о том, что политическая справедливость вероятна только свободными и равными людьми, относящимися к одному сообществу, и обладает целью их самоудовлетворённость.

Кризис древнегреческой государственности  ясно обнаружился в учениях  о государстве и праве эллинистического этапа. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы утрачивают свою независимость и оказываются вначале под власть Македонии, а далее Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и основанию эллинистических монархий.

Политико-правовая мысль данного  этапа нашла своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Основная цель государственной власти и начала политического общения, по Эпикуру, заключаются в снабжении взаимной неопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность завоевывает только благодаря спокойной жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.

Основателем стоицизма был Зенон, мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого» естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

В начале гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, натуральное влечение людей друг к другу, их природная связь между собой. государство, следственно, выдвигается как естественное объединение, а ненатуральное, условное, договорное образование.

Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Всего имеется шесть главных форм государства, какие в порядке их естественного возникновения и смены берут следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Обычаи и законы характеризуются Плебеем в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным приспособлением их государственной жизни. Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, какие во многом предопределили дальнейшее формирование социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в несметных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о произведении ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в различных сферах теории и практики. Развитие капитализма и его политико-правовых учреждений во второй половине XIX в. вызвало расширение программно-оценочной части буржуазных политико-правовых доктрин, пополнение их идеями парламентаризма, законности (толкуемой как «связанность государства правом»), партийной системы, проблемой оценки профсоюзных организаций, а также «положительных обязанностей государства». Обострение классовых антагонизмов, организованность рабочего хода обусловили увеличение идеологических функций буржуазных политико-правовых доктрин: ими усваиваются те положения политэкономии, социологии, психологии и других наук, какие могли быть применять для поддержания авторитета представительного государства и современного права, для изображения их как выразителей всеобщих интересов, важного итога развития человеческой культуры. Теоретический вакуум, образовавшийся после отказа от рационализма революционной эпохи, заполнялся позитивистскими, социологическими, психологическими, неокантианскими и иными идеями философии; отсюда - разнообразие политико-правовых доктрин второй половины XIX в. Именно в то время складывались столь ярко выраженный в XX в.

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Баркалов В.Я. История политических учений Древнего мира: Методическое пособие. – Барнаул: ИГ "Си-пресс", 2012. – 40 с.

http://window.edu.ru/resource/060/78060

2

Мачин И. Ф. История политических  и правовых учений: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. –208 с.

http://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.ippu.html

3

Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] / Администрация Президента РФ. – Москва, 2001. – Режим доступа:

www.president.kremlin.ru


 




Информация о работе Основные этапы истории политических и правовых учений