Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2015 в 15:57, курсовая работа
Процесс взаимосвязи и взаимообусловленности государства, права и экономики нельзя представлять упрощенно, как некий прямолинейный односторонний процесс. Это весьма сложное, многостороннее явление, на которое оказывают влияние не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямых взаимодействий государства, права и экономики. Целью данной курсовой работы является изучение взаимодействия права и экономики.
Введение........................................................................................................3
Глава 1. Понятие экономики и права. Теории их взаимодействия.............5
1.1 Понятие права и экономики...................................................................5
1.2 Теории взаимодействия права и экономики.........................................8
Глава 2. Особенности взаимодействия права и экономики.......................10
2.1 Взаимодействие права и экономики в различных социальных
системах..........................................................................................................10
2.2 Право как средство управления экономикой.....................................14
Глава 3. Проблемы соотношения экономики и права в современном
мире........................................................................................................................18
3.1 Направления государственно-правового регулирования
экономики.......................................................................................................18
3.2 Влияние правовых позиций на современную экономическую
политику.........................................................................................................23
Заключение..................................................................................................24
Список литературы.....................................................................................25
Государство осуществляет регулирование социально-экономических отношений, используя систему методов и инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Общепринято деление методов
государственного
- Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.
- Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.
- Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно – кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.
Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке. К прямому государственному контролю относят: финансовый контроль; экологический контроль; санитарный контроль; пожарный надзор; контроль за мерой весов и денежной единицы; контроль за качеством продукции.
Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Глава 3 Проблематика соотношения права и экономики
в современном мире
3.1 Направления государственно-правового регулирования экономики
Взаимодействие права и экономики не является самоцелью ни с теоретической, ни с практической точек зрения. Главное для развития экономики страны – обеспечение должного уровня экономической свободы, создание равных условий для конкуренции и укрепление права собственности в целях создания «умного общества» с рыночной экономикой, имеющей социальную направленность.
В известное время преобладание односторонних подходов государствоведов, с одной стороны, и экономистов, с другой – приводило к тому, что проблемы правового регулирования экономики разрабатывались как бы для совершенно разных объектов: одни выявляли границы государственного вмешательства в экономику, экономически оправданные функции государства, требования к формам и методам нормативно-правового регулирования экономики; другие же изучали возможности сохранения основ государственности. При этом в одном случае доминировали политические, а другом – экономические проблемы. Большое значение для развития логико-правовых связей конституционных положений, выражающих экономическую основу конституционного строя, с экономической деятельностью имеют теоретические разработки конституционной экономики как межотраслевого знания. В России конституционная экономика стала развиваться с 2000 года в рамках комплексных исследований экономистов и юристов. Конституционная экономика представляет собой межотраслевое знание о том, в какой мере конституционные нормы и принципы влияют на принятие политическими органами государства важнейших экономических решений, облекаемых в форму нормативных актов. Примером таких решений могут служить законы о бюджете, законы о налогах и сборах, о способах преодоления экономического кризиса и т. д. Конституционная экономика также характеризуется как междисциплинарное направление раскрытия регулятивного потенциала наиболее обобщенных и социально значимых конституционных положений в сфере экономики.
В этой связи очень важно, чтобы российская школа экономики смогла в своем дальнейшем развитии достойно и «равномерно» применять новейшие теоретические изыскания и практические наработки, как в области экономики, так и в области права, не сводя понимание «конституционализма» только к применению положений Конституции.
В среде ученых возрастает понимание того, что решение проблем государственного регулирования экономики нужно находить, исходя не только из экономической целесообразности, но и из реалий конституционной структуры государства . Поэтому конституционная экономика традиционно характеризуется как научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Взаимодействие права и экономики не исключает, а, наоборот, подразумевает конкретизацию конституционных положений в отраслевом законодательстве. При этом надо иметь в виду, что «конституционные нормы, вовлекая в орбиту своего функционирования подчас ряд институтов одной, а нередко и нескольких отраслей права, приводят в действие правовой комплекс, отраслевая принадлежность компонентов которого как бы отступает на второй план. Решающее значение приобретает единство, а не дифференциация норм по различным отраслям права. Поскольку реализация конституционных положений требует многоуровневого и разностороннего правового обеспечения, как и в случае с нормами Конституции РФ, определяющими экономические основы конституционного строя, их конкретизация вполне закономерна, но от этого их конституционность, подлинное изначальное содержание не должны «пострадать». Для правовых норм, регулирующих рыночные отношения в отраслевом законодательстве, к сожалению, характерно наличие коллизий и пробелов. Одна из серьезнейших проблем – противоречия между кодексами. Представители каждой отрасли права считают, что именно их кодекс обладает приоритетом при регулировании тех или иных общественных отношений по сравнению с другими. Так, цивилисты обычно исходят из концепции особого превосходства ГК РФ. В юридической науке не решен вопрос, положения какого кодекса – Земельного или Гражданского – должны регулировать отношения, связанные с реализацией права частной собственности на землю. Ответ при этом очевиден – приоритет при коллизиях между кодексами может принадлежать лишь положениям Конституции РФ или федеральных конституционных законов.
Одной из особенностей правового регулирования рыночных отношений является также большая доля подзаконного нормотворчества. Подзаконное регулирование имеет право на существование, но должны быть строго определены рамки такого регулирования, и, самое главное, деятельность органов исполнительной власти должна быть направлена не на осуществление подзаконного нормотворчества, а на осуществление практических мер по реализации законодательных норм
3.2 Влияние правовых позиций на экономическую политику
К сожалению, теоретико-правовая наука переживает сегодня глубокий кризис, и теория права здесь не исключение. Фактически прекратились фундаментальные научные разработки, касающиеся государства и права, а ученые-юристы ограничиваются «плохим комментаторством плохого законодательства». Работы, затрагивающие вопросы правового регулирования экономики в современной России, отличает недооценка либо полное игнорирование исторически переходного характера российского общества, права и экономики. Лидеров рыночных реформ в России упрекали в смещении с экономической в правовую плоскость. Следует упомянуть о том, что не стоит абсолютизировать и закон, вернее, отрывать его от фактической реальной деятельности по созданию соответствующих экономических условий, требующей от человека «постоянного повседневного целенаправленного труда. Без нее невозможно иметь блага в собственности, даже если право на них охраняется законом»1. На наш взгляд, для успешного взаимодействия права и экономики в целях повышения эффективности последней следует обратить внимание на существующую реальную производительную связь собственности и труда, что уже имеет место в основах экономики.
Исследование понятия собственности не входит в непосредственную задачу исследования взаимодействия права и экономики, но представляется весьма важным подчеркнуть объективную взаимосвязь собственности и труда с учетом того, что: 1.труд свободен, а следовательно, многообразен, как и собственность; 2.значение, как и формы и виды труда, значительно поменялось. Сегодня одновременно существуют такие формы собственности, как общественная, кооперативная, частная, государственная, монополистическая, акционерная, муниципальная, семейная, фермерская, индивидуальная и другие. Причиной существования различных форм собственности является разнообразие способов и видов труда, причем в отличие от прежних времен приоритетным видится труд непроизводительный, в том числе управленческий, приведший к сосредоточению большинства собственности у меньшинства гражданского населения. Господствующий способ производства, как и вид собственности (в нашем случае частной) не является единственным, он только «окрашивает» другие в «свой цвет».
Поэтому на сегодняшний день важно изучить систему экономических отношений нашего общества и привести в соответствие с ними систему правовых отношений. Это задача не столько экономической, сколько правовой науки.
В соответствии с конституционным положением о многообразии форм собственности экономистам и юристам необходимо определить, насколько, в каком объеме и какой сфере экономических отношений реализовать наиболее эффективные на сегодняшний день формы собственности: государственную (общественную) собственность на важнейшие природные ресурсы и средства производства, потеря которых опасна для общества; частную корпоративную, частную, индивидуальную и т.д.собственность.
В целом роль права в регулировании экономики в современных обществах с рыночной экономикой можно определить следующим образом. Право как средство достижения социального компромисса, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества. В свою очередь динамичное развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя и изменяя ее. Принимая во внимание указанную роль права по регулированию экономических процессов и учитывая относительную самостоятельность правовых институтов и средств от сиюминутных особенностей переходного периода, можно говорить о том, что право облачает в правовую форму существующие экономические отношения в обществе, придает рыночным механизмам статус правовых отношений, а это позволяет праву влиять на развитие таких отношений, осуществлять их охрану присущими ему специфическими средствами.
Изучая проблему возникновения и развития права, нельзя не учитывать огромную роль экономики. В данной работе взаимодействие государства, права и экономики рассмотрено в исторически разных социальных системах.
Для каждой из выделенных групп социальных систем характерны свои сᴨȇцифические взаимоотношения между государством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвязи, пределы влияния друг на друга. Теоретически и практически это свойственно для любой из имевших место в истории развития человечества, для ныне существующих или только что зарождающихся социальных систем. Исторический опыт России и других стран со всей вполне понятностью свидетельствует о том, что в мире нет общей модели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства и экономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь общие: закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики. Что же касается конкретных типов взаимоотношений государства и экономики, то они складываются или в рамках каждой отдельно взятой социальной системы или же в пределах вышеназванных групп социальных систем.
В ᴨȇриод формирования цивилизованного российского рынка велико значение права. Право призвано облегчить вхождение нашей страны в рыночные отношения. В этом плане важна стимулирующая роль права. Особенности правовых стимулов необходимо учитывать при оптимизации правового регулирования в условиях становления рыночных отношений в России.
1. Макаров О.В. Соотношение права и государства / О. В. Макаров // Государство и право. - 1995.-№5.
2. Марксистско-ленинская общая теория государств и права. Основные институты и понятия. - М., 1970.
3. Марченко М. Н. Теория Государства и права: учеб. / М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 640 с.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое
стимулирование в условиях
5. Общая теория права и
6. Мушинский В.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов // Российское государство и право. №2. - 2008.
7. Теория государства и права: Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008.
9. Теория государства и права: Учебник / Под. ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001.
10. Теория государства и права: Учебник / Под. ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА [Издательская группа НОРМА-ИНФРА М], 2007.
11. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998 г.
12. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999 г.
13. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г.
14. Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 1976 г.
15. Лившиц Р. З. Теория права. – М.: БЕК, 1994 г.
Информация о работе Основные модели взаимодействия права и экономики