Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование понятия, сущности и признаков права.
В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:
- изучение основных интерпретаций понятия, сущности и признаков права;
- изучение принципов права;
- изучение типов права, правовых семей и их типологии;
- изучение форм и источников права.
Перечисленные принципы распространяются на всю систему прав. Эти принципы лишь подтверждают то, что лишь те законы разумны и действенны, которые отвечают природе человека.
2.1. Типы права
В современном мире каждое государство имеет свое право, но бывает и так, что в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих друг с другом правовых систем. Свое право имеют и негосударственные образования: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе международные и внешнеторговые отношения. Право - продукт цивилизации, и потому национальная система права, являясь «внутренней картой» национального права, создает «карту мира» права, которая показывает принадлежность ее какой либо правовой семье. «Классификация означает распределение тех или иных национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев»6
Через сопоставления и
анализ одноименных государственно-
«Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много»7
Классификация означает распределение национальных систем, в зависимости от критериев, по типам.
«Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства»8
Она отражает культурные, экономические, политические особенности конкретного общества.
Совокупность национальных правовых систем образует правовую семью. Она основывается на общности структуры права, исторического пути его формирования, общности источников. Своеобразие правовой семьи определяется ее источниками: юридическими, культурно-историческими, духовными (религия, этика).
Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем объединенной на основе общности источников, структуры права и других юридических признаков, а так же исторического пути её формирования. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.
В рамках той или иной возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которого входят правовые системы таких стран, как Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое право, и группу германского права, в которую входят правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и другие.
Западные компаративисты при классификации правовых семей используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. В следствие этого возникло множество различных классификаций. Мы упомянем три из них:
1. Одна из самых популярных
- классификация правовых семей,
данная Рене Давидом. Она
Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название «религиозные и традиционные системы».
2. А.Х. Саидов основывает
свою классификацию правовых
систем на трех критериях: «во-
3. Другая классификация
была предложена К. Цвайгертом
и Г. Котцем в книге «Введение
в правовые сравнения в
«Стиль права» по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.
На основе этого
различаются следующие «правовы
2.2. Правовые семьи и их типология
Семья общего права включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. Специфика общего права состоит в том, что в качестве источника права существует огромное количество судебных решений (прецедентов), которые служили образцами для аналогичных дел, которые рассматривались другими судами. Нормы общего права носят казуистический, т. е индивидуальный характер. «Общее право было создано судьями, разрешавшие споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота - немедленное восстановление статус «кво», а не установление основ социального порядка»9.
Так же, как и романо-германское право общее право получило в определенный период широкое распространение в мире в силу причин колонизации.
В общем праве существует автономизация судебной власти от любой государственной власти, что нашло выражение в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.
Романо-германская правовая система. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.
В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.
«В силу исторических причин право выступает как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки»10.
Судья, рассматривая конкретное дело, лишь классифицирует его. Это вовсе не исключает творческого и самостоятельного начала: нужно вникнуть в природу ситуации, чтобы применение права было сообразно его природе.
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей.
Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протяжении веков. «И там, и здесь право испытывало влияние христианской морали, а господствовавшие, начиная с эпохи Возрождения, философские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Общее право и сегодня сохраняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германской семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой из этих семей, сблизились. Норма права все более и более понимается в странах общего права также, как и в странах романо-германской семьи, и из этого следует, что, по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости»11.
«Решение, которое выносит судья в результате толкования юридических норм, является источником права, т.е. судья творит норму права. Это уже проявление мудрости»12. Это лишь доказывает глубокую взаимосвязь мирового правового развития, единство правового регулирования.
Правовые системы, основанные на религиозном и традиционном регулировании, в которых право не рассматривается как результат деятельности человека, а тем более государства, разделяют на традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые. К странам традиционного права относят Японию, страны Тропической Африки. В основе же религиозной правовой системы лежит система вероучения.
Источником мусульманского права является Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга всего исламского мира, состоит из высказываний пророка Магомета, которые он совершал в Мекке и Медине. В этих высказываниях содержится и нормативно - юридические установления.
Сунна представляет собой сборник норм-традиций, которые служат образцами для мусульман.
Иджма - комментарий ислама, составленный докторами исламской религии. Они заполняют существующие пробелы в религии. Юристы практики ссылаются на эти сборники норм. Несмотря на усиление закона, как источника права, нельзя не сказать о роли именно этих норм, особенно в исламских странах с теократическим правлением.
«Право, связанное с религией или с определенным мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы»13.
Славянская правовая семья. Это ветвь правовой цивилизации включает в себя государства бывшего социалистического лагеря: СССР, ГДР, СФРЮ, ПНР, Болгарию, Венгрию, Чехословакию.
Славянская правовая общность основывается на специфике правовых ценностей славянских стран.
«Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточно-европейских стран. Славяне, имевшие уже в VI-IX веках свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали «прямыми» наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточно-европейской культуры»14.
Этими особенностями русского права следует считать самобытность русской государственности, которая была всегда тесно связана с правовыми традициями. Особый уклад экономической жизни, сельской общины, основанной на принципах «круговой поруки», взаимопомощи, традициях местного самоуправления. Особый статус личности, в котором преобладал «миръ» над индивидуумом.
Особое значение православия, с его уклоном в сторону духовной, не материальной жизни, особом «благочестии». «Это соединение жизненного опыта в общем и индивидуальном созерцании происходящего, выработка к нему отношения заново в каждом конкретном случае…»15
В юридической науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Структура права, его содержание составляют его внутреннюю форму. Внешняя форма права составляет комплекс юридических источников. Термины «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Форма права показывает организацию его содержания и внешнее выражение, а источник права - истоки формирования права, факторы, определяющие его содержание и формы выражения.
В российской правовой системе утверждались такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно - правовой акт.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.