Основные права, обязанности и конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование правового статуса личности.
В соответствии с разработанным планом были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение понятия и значения, принципов, элементов, видов и особенностей правового статуса личности;
- исследование правового статуса личности в системе общественных правоотношений;
- анализ правового статуса личности в ходе проведенных исследований. Выводы, предложенные по итогам проделанной работы, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
3
Глава 1 Понятие правового статуса личности и его элементы……………………...5
5
1.1Элементы правового статуса личности…………………………………….6
5
Глава 2 Виды правового статуса личности……………………………………………16
1
2.1 Общий (институционный) статус гражданина…………………………….16
1
2.2 Специальный, или родовой статус…………………………………………17
1
2.3 Индивидуальный статус личности…………………………………………18
1
Глава 3 Основные права, обязанности и конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………..19
1
3.1. Основные права и обязанности человека и гражданина РФ…………...19
1
3.2 Конституционные гарантии прав и свобод человека…………………...25
2
Заключение………………………………………………………………………………28

Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

pravovoy_status_lichnosti_posmotri.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

4. Законные интересы.

Предполагают увлечение  человеком любыми средствами, которые  реализуют его в обществе. Эти  интересы закрепляются в политических правах и свободах граждан, например, право на объединение - представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона.

Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного  или военного положения.

5. Гражданство – устойчивая  правовая связь человека с  государством, выражающаяся в совокупности  их взаимных прав, обязанностей  и ответственности, основанная  на признании и уважении достоинства,  основных прав и свобод человека. (Козлова стр 97)

Обладание гражданством - предпосылка  полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Гражданство предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Иначе говоря, является человек гражданином  Российской Федерации или иностранцем, или человеком с двойным гражданством. Помимо граждан, на территории государства  могут находиться и апатриды (люди без гражданства). Их объем прав всегда меньше, чем у граждан.

6. Юридическая ответственность  - это чувство долга, гражданской  позиции, развитого правового  и нравственного сознания. Выделяется  позитивная ответственность и  негативная.2

Позитивная – мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально-правового  статуса субъекта и называется статусной  ответственностью.

Позитивная ответственность  личности предшествует негативной. Последняя  наступает тогда, когда не срабатывает  первая, то есть совершается правонарушение.

7. Правоотношения общего (статусного) типа – это правоотношения, возникающие между человеком  и государством.

Государство за гражданином  закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и  другие сборы.

8. Правовые принципы

Принципы правового статуса  человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые  и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и  гражданина:

1) Принцип равноправия  (ст. 19) . Он означает, что каждому  члену общества государство гарантирует  равные с другими его членами  права и свободы, требует от  него выполнения равных обязанностей  и обеспечивает ему возможность  осуществления прав, свобод и  обязанностей на равных с другими  основаниях.

Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

- правовой статус человека  и правовой статус гражданина  с точки зрения равноправия.  Как член гражданского общества  каждый человек равноправен со  всеми другими, но как член  политически организованного общества  он равноправен только лишь  с теми, кто, как и он, принадлежит  к данному государству;

- равенство конституционных  прав и свобод человека и  гражданина независимо от их  фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения и  т. д.). Принципу равенства противоречит  дискриминация в пользовании  правами и свободами, в наложении  обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей  личности и ее правового статуса;

- равноправие мужчины  и женщины. Необходимость сформулировать  указанное положение в виде  отдельной правовой нормы в  Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена  требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации  всех форм дискриминации в  отношении женщин», ратифицированной  СССР в 1980 году;

- равенство всех перед  законом и судом. Равенство  всех перед законом – необходимое,  но не достаточное условие  равноправия. Если закон устанавливает  привилегии или произвольно ограничивает  права отдельных категорий лиц,  то равенство всех перед таким  законом означает неравноправие.

Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных  случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон «О статусе  судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости  судей и подчинения их только закону;

     - равноправие  в социальном государстве. Российская  Федерация, провозглашая себя  социальным государством, устанавливает  для отдельных категорий лиц,  чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники  войны и др.), дополнительные права  и льготы. Предоставление указанных  прав и льгот не может рассматриваться  как нарушение принципа равноправия,  поскольку является выражением  идеи социальной справедливости.

2) Непосредственное  действие  прав и свобод. Данный принцип  получил впервые свое закрепление  в ст. 18 Конституции РФ, которая  гласит: «Права и свободы человека  и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл,  содержание и применение законов,  деятельность законодательной и  исполнительной власти, местного  самоуправления и обеспечиваются  правосудием».

   Принцип непосредственного  действия конституционных прав  и свобод   тесно связан с  общим принципом высшей юридической  силы и прямого   действия  Конституции РФ (ст. 15), что означает  возможность человека и гражданина  осуществлять конституционные права  и свободы, защищать их, в   случае нарушения, всеми законными  способами, руководствуясь непосредственно   конституционными нормами.

3) Неотчуждаемость основных  прав и свобод, как принцип  правового статуса человека сформулирован  в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где  говорится:  «Основные права и  свободы человека неотчуждаемы  и принадлежат каждому от  рождения».  Тем самым, Конституция РФ впервые  признает естественную природу  прав и свобод человека, подтверждая,  что эти права не дарованы  государством личности и не  могут быть им отобраны. Обязанность  государства заключается всего  лишь в признании этих прав  и в создании условий для  их беспрепятственной реализации.

4) Недопустимость произвольного  ограничения прав и свобод. В  общем виде принцип недопустимости  произвольного ограничения прав  и свобод содержится  в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание  в Российской Федерации законов,  отменяющих или умаляющих права  и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой  Конституции РФ о том, что  любые нормативно-правовые акты  затрагивающие права, свободы  и обязанности  человека и  гражданина, не могут применяться,  если они не опубликованы официально  для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость  произвольного ограничения прав  и свобод направлены нормы   Конституции РФ о невозможности  пересмотра положений гл. 2 «Права  и свободы человека и гражданина»  Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция  РФ содержит положения о законных ограничениях  прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут  устанавливаться только федеральным  законом.

5) Осуществление человеком  своих прав и свобод не должно  нарушать права и свободы других  лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни  одно общество не может предоставить  своим членам абсолютной свободы,  поскольку это сделает невозможным  их совместное общежитие. Поэтому  система прав и свобод человека  и гражданина объективно формируется  таким образом, чтобы обеспечить  законные интересы всех людей  и предотвратить возможные нарушения  их прав и свобод в результате  злоупотреблений ими со стороны  других лиц.

6) Гарантированность прав  и свобод означает обязанность  государства обеспечить человеку  и гражданину (путем создания  соответствующих экономических,  политических, правовых условий)  реальную возможность пользоваться  предоставленными ему Конституцией  правами и свободами. В общем  виде данный принцип сформулирован  в ст. 2 Конституции РФ, где говорится,  что «признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека  и гражданина - обязанность государства».

7) Приоритет норм международного  права в области прав и свобод  человека и гражданина. Данный  принцип правового статуса вытекает  из общей конституционной нормы  о том, что общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы.  Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам  и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются  нормами ч. 1 ст. 17, где говорится  о признании и гарантированности  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права.3

Важнейшими международными соглашениями являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный  пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г,..  Факультативный протокол к Международному пакту  о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Виды правового статуса личности

 

В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов:

1. общий, или институционный, статус гражданина;

2. специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

3. индивидуальный статус;

4. статус физических и юридических лиц;

5. статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;

6. статус российских граждан, находящихся за рубежом;

7. отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д.

8. профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

9. статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Набор правовых статусов очень  велик, но в теоретическом плане  наиболее существенное значение имеют  общий (институционный) статус гражданина, специальный (родовой) статус определенных категорий граждан и индивидуальный статус личности.4

2.1 Общий (институционный) статус гражданина

 

Общий статус гражданина –  это статус лица как гражданина государства  или члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит  от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного  положения, должности, выполняемых  функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной  статичностью и обобщенностью.

Содержание этого статуса  составляют те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы  всем и каждому Основным законом  страны.

Общий правовой статус не в  состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права  и обязанности граждан, которые  постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости  от их трудовой деятельности, характера  правоотношений, в которые они  вступают, других ситуаций.

Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности  данного общества.

 

2.2 Специальный,  или родовой статус

 

Специальный, или родовой  статус определенных категорий граждан  отражает особенности положения  отдельных категорий граждан (например, пенсионеров, школьников, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны  и т.д.).5

Информация о работе Основные права, обязанности и конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина