Основные стадии
законодательного процесса в РФ
Законы Российской Федерации
принимаются в определенном порядке, который
осуществляется в законодательном процессе
– совокупности действий, через которые
осуществляется законодательная деятельность
Федерального Собрания РФ. Законодательный
процесс в Российской Федерации, таким
образом, состоит из нескольких стадий.
Первой стадией законодательного
процесса является законодательная
инициатива – внесение на рассмотрение
Государственной Думы законопроекта.
Право на совершение такого процесса называют
правом законодательной инициативы.
Конституция РФ определяет
две группы субъектов права законодательной
инициативы: 1) субъекты, право законодательной
инициативы которых не связано какими-либо
компетенционными рамками. В соответствии
с Конституцией РФ правом законодательной
инициативы обладают Президент РФ, Совет
Федерации, члены Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы, Правительство
РФ, законодательные (представительные)
органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые
пользуются правом законодательной инициативы
лишь по вопросам их ведения. Это право
принадлежит Конституционному Суду РФ,
Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному
Суду РФ.
Согласно Регламенту Государственной
Думы право законодательной инициативы
имеет также группа депутатов, составляющих
комитет Государственной Думы.
В соответствии со ст.
104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную
Думу. Причем законопроекты о введении
или отмене налогов, освобождении от их
уплаты, о выпуске государственных займов,
об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие
расходы, восполняемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены лишь при наличии
заключения Правительства РФ.
Законопроекты, исходящие от
государственных органов, общественных
объединений, граждан, не обладающих правом
законодательной инициативы, могут быть
внесены в Государственную Думу субъектами
права законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы
осуществляется в форме:
законопроектов и поправок
к законопроектам; законодательных предложений
о разработке и принятии новых федеральных
конституционных законов и федеральных
законов;
законопроектов о внесении
изменений и дополнений в действующие
законы РФ либо признании этих законов
утратившими силу;
предложений о поправках и пересмотре
положений Конституции Российской Федерации.
Вторая стадия – предварительное
рассмотрение законопроектов .
Законопроект, подлежащий рассмотрению
Государственной Думой, направляется
Советом Государственной Думы в соответствующий
комитет палаты, который назначается ответственным
по законопроекту.
Третья стадия законодательного
процесса включает в себя рассмотрение законопроектов
в Государственной Думе . Это рассмотрение
осуществляется в трех чтениях, если Государственной
Думой применительно к конкретному законопроекту
не будет принято другое решение.
Четвертая стадия законодательного
процесса – принятие закона.
Совет Государственной Думы
назначает в отведенный для этого день
недели третье чтение законопроекта для
голосования с целью его принятия в качестве
закона. При третьем чтении законопроекта
уже не допускается внесение в него поправок
и возвращение к его обсуждению в целом
либо по отдельным статьям, главам, разделам.
Федеральный закон принимается Государственной
Думой большинством голосов (2/3) от общего
числа депутатов.
Законодательный
процесс — процесс принятия и вступления в силу законов,
начиная от внесения законопроекта и завершая
опубликованием принятого закона, — в
России проходит следующие стадии:
законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
рассмотрение законопроектов
в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
принятие законов Государственной
Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
одобрение законов в Совете
Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
подписание законов Президентом
РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или
отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный
срок. Отклоненный закон возвращается
в Государственную Думу на повторное рассмотрение
и внесение поправок. Вето Президента
РФ может быть преодолено, если за закон
в ранее принятой редакции проголосует
более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
опубликование и вступление
в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Стадии законодательного процесса
Законодательный (законотворческий)
процесс проходит в своем развитии несколько
стадий:
1. законодательная инициатива.
Это право определенных органов и должностных
лиц ставить вопрос о принятии законов
и вносить их проекты на рассмотрение
Государственной Думы, порождающее обязанность
законодательного органа их рассмотреть.
Таким правом обладают Президент, Совет
Федерации, Правительство, законодательные
органы субъектов Федерации, Конституционный,
Верховный и Высший Арбитражный суды,
а также члены Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы. Круг субъектов
законодательной инициативы, как видим,
не очень широк. Это связано со следующими
обстоятельствами. Во-первых, его существенное
расширение поставит Государственную
Думу перед необходимостью тратить львиную
долю времени на решение вопроса о принятии
или отклонении предложения. Во-вторых,
указанные субъекты располагают значительной
информацией о социальной жизни, что не
всегда можно сказать о других государственных
органах и гражданах;
2. подготовка законопроектов.
Такая подготовка должна начинаться с
выявления социальных потребностей в
создании правовых норм на основе всестороннего
изучения общественной практики, научных
данных, предложений государственных
органов, политических партий и других
общественных объединений, а также отдельных
граждан. Готовить проекты нормативных
актов могут различные органы. Чаще применяется
отраслевой принцип, который далеко не
безупречен (проект готовит тог орган,
который отвечает за ту или иную сферу).
Иногда образуются специальные комиссии
по подготовке законопроектов. Кроме того,
законопроекты могут подготавливаться
и на альтернативной основе;
3. обсуждение законопроекта.
Оно происходит на заседании законодательного
органа и открывается докладом представителя
субъекта, внесшего законопроект на обсуждение.
Затем профильный комитет законодательного
органа дает свое заключение. Далее депутаты
обсуждают, оценивают законопроект, вносят
в него поправки. Проект проходит, как
правило, три чтения;
4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого
голосования. Голосование может быть за
проект в целом или постатейное. Для принятия
обычных законов достаточно простого
большинства голосующих, для конституционных
— двух третей общего числа депутатов.
Закон в течение двух недель должен быть
рассмотрен Советом Федерации (который
его может одобрить или отклонить), но
если рассмотрс- ния не последовало, то
закон считается принятым. В двухнедельный
срок после этого закон должен подписать
Президент, который в свою очередь может
наложить на него и вето;
5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного
акта в общедоступном печатном издании,
выпуск которого носит официальный характер.
Эта стадия — необходимое условие вступления
любого нормативного акта в силу, поскольку
в противном случае нельзя применять санкции
за его неисполнение да и вообще требовать
его соблюдения. Публикуются законы в
течение 10 дней после их подписания в «Собрании
законодательства Российской Федерации»,
«Российской газете» и «Парламентской
газете». Там же публикуются и другие российские
нормативные акты.