Основные тенденции развития ОВД России в 80-е 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:35, доклад

Описание работы

В работе отмечены наиболее важные аспекты рассматриваемой темы:
- особый резерв финансирования МВД России, с учетом специфики работы и поставленных задач;
- в сфере управленческой деятельности - разграничение компетенции между криминальной милицией и ООП;
- деятельность правоохранительных органов по международному сотрудничеству, в целях наиболее эффективного обеспечения госбезопасности..

Содержание работы

Вступительная часть
1. Органы внутренних дел в 80-е года 20-го века.
Заключительная часть

Файлы: 1 файл

Манацков.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

Министерство  Внутренних Дел

Краснодарский университет

Кафедра Психологии

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Основные тенденции  развития ОВД России в 80-е 90-е годы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                           Курсант 11 УСП

431 Учебной  группы

                                                                                                                                                Р.п.Казагачев В.Э

 

Краснодар 2013

 

План

 Вступительная часть

1. Органы внутренних  дел в 80-е года 20-го века.

Заключительная часть

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 Баранов П.П., Макеев В.В., Назаров  В.А. Календарь-справочник сотрудника  ОВД на 2001 год. - Ростов-на-Дону, 2001.

 Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин  А.Я. и др. Полиция и милиция  России: страницы истории. — М., 1995.

 Биленко СВ., Максименко Н.П. Этапы развития советской милиции. — М., 1972.

 История советской милиции / Под ред. Н.А.Щелокова. - Т. 1-2.- М., 1977.

 Советская милиция: История  и современность: 1917 -1987 гг. - М., 1987.

 Актуальные проблемы истории  советской милиции. — Минск, 1991.

 Деятельность органов внутренних  дел в условиях построения  правового государства. — Минск, 1995.

 Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М. 1996.

 Концепция развития органов  внутренних дел и внутренних  войск МВДРоссии // Милиция. - 1996. - № 6.

 Министерство внутренних дел  России: задачи, функции, структура:Монография / Г.Д. Долженкова, В.И. Полубинский. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.

 Глушаченко СБ., Гундарин О.Т., Гутман М.Ю. и др. История органов внутренних дел. Учебное пособие в схемах и таблицах. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2001.

 

 

Вступительная часть.

 Актуальность рассматриваемой  темы «Основные тенденции развития  органов внутренних дел России  в 80-е - 90-е годы» не вызывает сомнения.

 Можно сказать, что это  переломный период, не только  для правоохранительных органов,  но и для законодательной, исполнительной, судебной систем, происходит реформирование  государственного строя Советского  государства, распад СССР и  образование нового государства  - Российской Федерации. 

 Данные процессы связаны  с глубокими изменениями в  стране, что приводит к ослаблению устоявшемуся общественному порядку. На фоне этого встает острая необходимость усиление роли ОВД во внутригосударственной политике. Это сопровождается постоянными изменениями в системе правоохранительных органов. Также, характерной чертой данного периода является изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности ОВД. Особое внимание заслуживает вопрос статуса органов внутренних дел, после реформирования государственного аппарата.

Органы  внутренних дел в 80-е годы 20-го века.

 Процесс суверенизации союзных  республик начатый в начале 80-х привел к изменению правового статуса их государственных органов, в том числе и органов внутренних дел. Многие структурные преобразования в системе органов внутренних дел обусловливались изменениями в общественном и государственном строе, стремлением отыскать такие организационные формы, которые наиболее полно соответствовали бы новым явлениям в криминальной сфере.

 Кардинальный противоречивый  характер происходящих преобразований, социально-политических и экономических  реформ послужили катализатором  для образования свободных социальных  ниш. Однако их заполнение правопослушной частью общества задерживалось по различным причинам: сохранением старых порядков, отсутствием соответствующих распоряжений действовать по-новому, правовой неурегулированности, легализацией «цеховиков», уже имеющих «на плечах» криминальные структуры, чрезмерной нагрузкой правоохранительных органов и т. п.

 Обусловленная глубоким проникновением  коррупции в ряды органов внутренних  дел и, отчасти, противостоянием  МВД и КГБ, а так же убийством  сотрудниками милиции московского  метро офицера госбезопасности,  в первой половине 1980-х гг. Ю.В.Андроповым  была организована крупномасштабная  чистка кадров в милиции. В  1982 г. был освобожден от должности  министр внутренних дел СССР, за допущенные ошибки в работе. В 1984 г. он застрелился. Пройдет  несколько лет, и в период  горбачевской "гласности" Н.Щелоков,  благодаря стараниям отечественной  прессы, повторит путь Л.Берия,  став, как и он, чуть ли не "врагом  нации № 1". Тем не менее,  следует признать существенный  вклад Щелокова в подготовку  высококвалифицированных кадров, правовое  обеспечение деятельности милиции,  поднятие ее общественного престижа в 1970-е гг.

 Назначение в декабре 1982 г.  В.В.Федорчука, человека военной закалки, жесткого и принципиального, на пост министра внутренних дел преследовало, несомненно, одну цель: навести жесткий порядок в рядах милиции. В помощь новому министру В.В.Федорчуку направили 150 сотрудников КГБ. Следствием упорной работы по чистке кадров стали следующие результаты: в Казахстане в 1980-1983 гг. народными судами к ответственности привлечены 135 милиционеров, в Свердловской области - 121. Ликвидировались ряд подразделений МВД (После проведения Коллегии, где критиковалась работа МВД, буквально в одночасье было ликвидировано все, что за 16 лет нахождения на посту министра Щелоков сумел построить: разогнали службу профилактики правонарушений, закрыли организационно-методический центр по передовому опыту, научный центр исследования проблем управления в ОВД, ВНИИ безопасности дорожного движения и др.

 Новый министр был отнюдь  не злодеем, он всерьез считал, что можно с одного наскока  переделать созданное десятилетиями.  Например1, в Иркутской области под лозунгом борьбы с мафией из 29 начальников горрайотделов уволены 28, всего - 103 сотрудника, 56 - понижены в должности, более 100 наказаны в дисциплинарном порядке, 56 коммунистов исключены из рядов партии, 162 получили партийные взыскания. Ответом стала вспышка преступности в области, которой деморализованная милиция ничего не могла противопоставить.

 Данные меры направлялись  на улучшение качества деятельности  МВД, но повысить эффективность  эти меры существенно не могли,  но создавали нервозную обстановку  в коллективах. Министр внутренних  дел Федорчук даже отменил право бесплатного проезда в городском транспорте для сотрудников милиции, правда, решение было опротестовано Прокуратурой Союза, так как нарушало Закон о милиции. К тому же ситуация в милиции была обусловлена многоуровневым общественным кризисом. И корень зла заключался не только в моральном разложении рядовых сотрудников милиции.

 Было заведено уголовное  дело2 на заместителя начальника УВД Московской области П.Сухова, который, будучи начальником ОБХСС Подмосковья, провел грандиозные "золотые" операции на ювелирном заводе в Бронницах, на фарфоровом заводе в Ликино-Дулево, Караганде, откуда оперативники привезли 32 кг золота, и добывать его пришлось со стрельбой.

 В начале 1980-х гг. борьба с хозяйственными преступлениями, спекуляцией практически начинает занимать первое место в деятельности милиции. С 1983 г. милиция, выполняя правительственный заказ, сосредоточила свои усилия на борьбе с торговой мафией, так называемой беловоротничковой преступностью. Аппараты БХСС перестроили свою работу по линейно-отраслевому принципу, их личный состав был укреплен кадрами. К сожалению, переоснащение - техническое и теоретическое - органов борьбы с преступностью отставало от практической потребности. Накануне 80-х г. произошло сращивание хозяйственной преступности с профессиональной (в Кисловодске был заключен союз "воров в законе" и "цеховиков"). Таким образом, отечественная мафия сделала еще один шаг в сторону своего будущего величия. По оценкам западных специалистов, доля черного рынка в экономике Советского Союза на рубеже 80-х гг. составляла от 4 до 8 млрд. долларов. Но в то время как организованная преступность в стране крепла, за простое упоминание о ней можно было лишиться должности.

 В 1986-1987 гг. независимо друг  от друга три группы ученых (ВНИИ МВД СССР, ВНИИ Прокуратуры  СССР и Омской высшей школы  милиции)3 пришли к одному выводу: в стране сложилась ситуация  организованной преступности. Впервые  заговорили о создании спецподразделений  по борьбе с организованной преступностью. Однако реально в то время власти ничего не предприняли.

 Появляется необходимость в  узкой специализации работников. Увольнение в начале 1980-х г. десятков первоклассных специалистов не замедлило сказаться на качестве работы уголовного розыска. В целом, в период с 1980 по 1985 гг. наблюдается значительный рост преступности. Повсеместно возникла перегрузка сотрудников Угрозыска.

 Несомненно выделяют периоды, когда власти добивались весомых результатов в борьбе с преступностью. Например, во время подготовки и проведения Московской Олимпиады. По официальным данным, в это время было конфисковано в Москве и области большое количество незаконно хранившегося оружия, задержано 1262 преступника. При службе безопасности создается лаборатория, занявшаяся изучением взрывчатых веществ. Количество грабежей в Москве сократилось на 43 %, краж личного имущества почти на 30%, случаев нанесения тяжких телесных повреждений - на 34%. Ни одного серьезного ЧП не произошло в Москве за все 14 дней Олимпиады. В 1984-1985 гг. активизировали борьбу с уголовной преступностью: проведены довольно успешные операции, арестованы "маньяки", поиски которых велись давно, - Михасевич, Кулик и др.

 Отдельным направлением деятельности  правоохранительных органов, являлась  борьба с пьянством. В 1985 г.  после выхода Указа о борьбе  с пьянством, милиция уделяла  этой проблеме особое внимание . В этот период статистика зафиксировала снижение преступности на бытовой почве. Однако Указ внес существенный вклад в криминализацию общества. Спохватившись, через два года правительство указ отменило, его отмена совпала с отставкой министра ВД Федорчука, недовольство его деятельностью высшим генералитетом достигло высшей точки. Новый министр - А.В.Власов на первой же коллегии МВД произнес знаменитую фразу: "Вы слишком увлеклись борьбой с беловоротничковой преступностью".

 Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал, что искривления  в кадровой политике в органах  внутренних дел в начале 1980-х гг. нанесли значительный вред и только способствовали разложению и перерождению определенной части кадров. Тот факт, что накануне 70-летия советской милиции МВД СССР в качестве одной из первоочередных задач выдвинуло "формирование ядра профессионалов", сам по себе означает признание несостоятельности большей части предпринимавшихся ранее мер.

На основании вышесказанного можно  сделать вывод, что следствием непрофессиональной деятельности в органах МВД и  непродуманная либерализация экономики  привела:

 к не урегулированным рыночным  отношениям, что повлекло за собой  стихийное, далеко не всегда  законное накопление капитала  со всеми вытекающими отсюда последствиями;

 к практической утрате возможности  государственного регулирования  и, как следствие, падению жизненного  уровня значительной части населения  и резкой дифференциацией общества;

 к сохраняющейся на протяжении  длительного времени социально-политической  напряженности, находящей выражение  в непрекращающихся конфликтах, перерастающих в прямые столкновения  и забастовки. Крайне отрицательное воздействие на социальную стабильность оказывает сокращение рабочих мест, приведшее к формированию новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом.

Заключение

В настоящее время Россия переживает нелегкое время и в этих условиях Министерство Внутренних Дел России осуществляет поиск того, как путем  наименьших финансовых и других материальных затрат оптимизировать процесс оперативно – служебной деятельности, повысить управляемость милиции, системы  органов внутренних дел и внутренних войск в целом, и на этой основе добиться положительных результатов  в борьбе с преступностью и  в обеспечении общественной безопасности.

 В заключении так же необходимо  отметить, наиболее важные аспекты  рассматриваемой темы:

- особый резерв финансирования  МВД России, с учетом специфики работы и поставленных задач;

- в сфере управленческой деятельности - разграничение компетенции между  криминальной милицией и ООП; 

 

- деятельность правоохранительных  органов по международному сотрудничеству, в целях наиболее эффективного обеспечения госбезопасности..

 Реорганизация и функционирование  подразделений предварительного  следствия системы МВД будет  осуществляться в рамках реализации  Концепции судебной реформы, которая  предусматривает в перспективе  формирование единого вневедомственного  следственного органа (Федерального  следственного комитета). Приведение  уголовно-исполнительной системы  в соответствие международным  нормам. Развитие внутренних войск  — повышение их роли в борьбе  с преступностью и пресечению  внутренних конфликтов, терроризм.  Летом 1998 г. внутренние войска  в очередной раз в истории  подверглись кардинальному реформированию.

 Совершенствование правового  обеспечения деятельности органов  внутренних дел предусматривалось но нескольким направлениям: приведение в соответствие с международными нормами, с правовыми актами стран СНГ, обеспечение единой ведомственной правовой политики с учетом общественного развития.

 Так же, отметим, что особенности  государственного реформирования  в конце 90-х, повлияли на  деятельность органов внутренних  дел, и деятельность последних  проходила в сложной оперативной  обстановке, неблагоприятное развитие  которой связано, прежде всего,  с процессом консолидации криминальной  среды, профессионализмом и организованностью  преступников, их технической оснащенностью  и вооруженностью. Остро встала  проблема выработки концепции  борьбы с преступностью, которая  обсуждалась и обсуждается на  страницах печати.

Информация о работе Основные тенденции развития ОВД России в 80-е 90-е годы