Основные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:11, доклад

Описание работы

Теологическая (божественная) теория - господствовала в средние века - Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены" - Достоинства данной теории: - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Файлы: 1 файл

задание 2 теории происхождения государства.docx

— 25.07 Кб (Скачать файл)

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

№ п/п

Наименование 

Время возникновения  теории

Суть

Краткое содержание

Представитель теории

Положительные и  отрицательные черты

1.

Теологическая (божественная) теория

господствовала в средние  века

Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют  божественное происхождение

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

Фома Аквинский (1225-1274).

Достоинства данной теории:

   - способствует укреплению  гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

   - препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти  и собственности.

     Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

2.

Патриархальная теория государства

384-322 до н. э.

государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая  из множества обычных семей). Государство  возникает из разрастающейся из поколения  в поколение семьи.

власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:

 

   - монарх является отцом всего народа;

 

   - благосостояние  общества невозможно без королевской  (отцовской) заботы;

 

   - король действует  во благо подданных, охраняет  и защищает их (как отец членов  семьи);

 

   - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

 

   - подданные обязаны  чтить короля и подчиняться  ему, как члены семьи отцу.

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н. э.)

  К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

способствует сплочению  общества; уважению, почитанию государственной  власти;

культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

     Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

в семье существуют действительные родственные связи, в то время  как весь народ (несмотря на наличие  определенной общности) вряд ли правильно  объявлять родственниками;

  монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществ­ляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);

вряд ли можно считать  государство прямым продолжением семьи  еще и потому, что оба эти  института зарождались постепенно и почти в одно и то же время  в процессе разложения первобытнообщинного  строя.

3

Договорная теория возникновения  государства

XVII-XVIII вв

в основе государства лежит  так называемый "общественный договор"

"общественный договор", состоит в следующем:

 

   - первоначально люди  находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

 

   - каждый преследовал  только свои интересы и не  считался с интересами других, что приводило к "войне всех  против всех", в результате  которой неорганизованное общество  могло уничтожить само себя;

 

   - чтобы этого не  случилось, люди заключили "общественный  договор", в силу которого каждый  отказывался от части своих  интересов ради взаимного выживания; 

 

   - в результате  был создан институт согласования  интересов, совместной жизни,  взаимной защиты - государство.

  Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

 

   Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские  философы;

 

   Шарль-Луи Монтескье  (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;

 

   А. Н. Радищев  (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

Теория общественного  договора имела большое прогрессивное  значение:

 

   = были разрушены  теологические и патриархальные  представления о возникновении  государства, а вместе с ними  идеалы святости и непогрешимости  власти, полного подчинения ей, отсутствия  у народа возможности повлиять  на власть;

 

   = сделан шаг к  созданию гражданского общества;

 

   = фактически выдвинут  принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа  и принадлежит народу;

 

   = государственные  структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

 

   = теория,  демократичная   по  своей  сути, подготовила  почву возникновению республик  - как альтернативы реакционным  монархиям XVII - XVIII вв.;

 

   = согласно теории  государство и народ имеют  взаимные обязательства - народ  соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

 

   = в случае нарушения  государством своих обязанностей  народ может разорвать общественный  договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для  того времени право народа  на восстание, говоря современным  языком - право менять власть, если  она перестала выражать интересы  народа.

 

     Существенным  недостатком данной теории является  ее идеалистичность:

 

   - "общественный  договор" - скорее идеал, чем  реальная действительность; зачастую  государства возникали другими  путями - войнами, насилием и при  наличии иных условий;

 

   - ни одно государство  не возникло на основе договора  между гражданами (подданными) и  правителями;

 

   - сам по себе  общественный договор между всеми  членами общества маловероятен  в силу различия интересов  и слишком большого числа жителей  государства, физически неспособных  знать и учитывать интересы  друг друга;

 

   - общество воспринимается  одномерно, как единое целое,  в то время как в реальной  действительности оно разделено  на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие  разные интересы и враждебные  друг другу.

4.

Органическая теория

Вторая половина XIX века

Суть органической теории в том, что государство возникает  и развивается подобно биологическому организму

   - люди образуют  государство, как клетки - живой  организм;

 

   - государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

 

   - между государствами,  как в живой среде, идет конкуренция,  и в результате естественного  отбора выживают самые приспособленные  (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

английский философ и социолог Герберт  Спенсер (1820 - 1903), а также учеными Вормс и Прейс , Блюнчли

Достоинствами органической теории является следующее:

 

   • восприятие государства  как единого целого, целостного  и взаимосвязанного организма;

 

   • признание роли  конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

 

   • оригинальность  теории.

 

     Недостатками  органической теории является  следующее:

 

   • прямое проецирование  биологических законов на жизнь  общества;

 

   • сильное влияние  дарвинизма;

 

   • отождествление  государства с биологическим  организмом, в то время как  оно является организмом социальным.

5.

Психологическая теория

в середине XIX века, Широкое распространение получила в конце XIX - первой половине XX века.

Согласно мнению сторонников  психологической теории государство  возникло благодаря особым свойствам  психики человека

• желание большинства  населения быть защищенными и  подчиняться более сильным;

 

   • желание сильных  индивидуумов общества повелевать  над другими людьми;

 

   • способность  сильных личностей оказать психологическое  воздействие на массы и подчинить  их своей воле;

 

  • желание отдельных  членов общества не подчиняться  обществу и бросить ему вызов  - сопротивляться власти, совершать  преступления и т. д. - и необходимость  их обуздания.

 

     Авторы теории  считают, что предшественницей  государственной власти являлась  власть верхушки первобытного  общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их  особой психологической энергии,  с помощью которой они влияли  на остальных членов общества.

Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

Достоинства психологической  теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны  человеческой психике и вполне могли  оказать влияние на процессе образования  государства.

 

     Недостатки  психологической теории: данная  теория не учитывает другие  факторы, благодаря которым возникло  государство, - 'социальные, экономические,  политические и др.

6.

Теория насилия

в конце XIX века

реализация закономерности подчинения слабого сильному

Причину происхождения и  основу политической власти и государства  они видели не в экономических  отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие  причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

     Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных  благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

   ≈ сбор дани  дружинниками;

   ≈ расширение подвластных  королю (феодалу) территорий;

   ≈ огораживание (сгон  крестьян и присвоение угодий);

   ≈ иные формы  насилия.

     Для поддержания  установленного порядка также  требовалось насилие (чиновники,  армия и т. д.), и возникла  необходимость создания "охранительного  аппарата" завоеванных благ.     

Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

 

     Данную теорию  разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг  Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

В пользу теории насилия  говорит то, что оно (насилие) действительно  является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных  сил.

 

     Многие иные  формы государственной деятельности  подкреплены принудительной силой  государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности  не исполняются добровольно.

     Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

     Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

     Недостатком  теории насилия является то, что  насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение  государства. Для того чтобы  могло возникнуть государство,  необходим такой уровень экономического  развития общества, который позволил  бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

7.

Ирригационная  теории

в конце XVIII - начале XIX века

государство возникло в целях  коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

Крестьянин-индивидуалист  не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого  необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства")

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства  возникли в долинах крупных рек (Египет – в долине Нила, Китай – в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

 

     Против теории  говорит то, что она не объясняет  причину появления государств, расположенных  не в долинах рек (например: горных, степных и т. Д.).

8.

Экономическая теория возникновения  государства

середине ХIХ в.

Согласно данной теории государство  возникло на классово-экономической  основе

   ≈ произошло разделение  труда (земледелие, скотоводство, ремесло  и торговля);

   ≈ возник прибавочный  продукт;

   ≈ в результате  присвоения чужого труда общество  расслоилось на классы - эксплуатируемых  и эксплуататоров;

   ≈ появились частная  собственность и публичная власть.

   ≈ для поддержания  господства эксплуататоров был  создан специальный аппарат принуждения  - государство.

   Возникновение экономической  (классовой, марксистской) теории  обычно связывают с именами  К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Моргана.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание  наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.

     Не только  классово-экономические факторы  повлияли на возникновение государства  (например: национальные, военные, психологические  и т. д.). И вряд ли правильно  рассматривать государство только  как аппарат господства одних  классов над другими.



Информация о работе Основные теории происхождения государства и права