Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:11, доклад
Теологическая (божественная) теория - господствовала в средние века - Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены" - Достоинства данной теории: - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
№ п/п |
Наименование |
Время возникновения теории |
Суть |
Краткое содержание |
Представитель теории |
Положительные и отрицательные черты |
1. |
Теологическая (божественная) теория |
господствовала в средние века |
Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение |
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены". |
Фома Аквинский (1225-1274). |
Достоинства данной теории: - способствует укреплению
гражданского согласия в - препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. |
2. |
Патриархальная теория государства |
384-322 до н. э. |
государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. |
власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние
общества невозможно без
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца)
ничем не ограничена и
- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. |
Основоположником |
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она: способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи). Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты: в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения); вряд ли можно считать
государство прямым продолжением семьи
еще и потому, что оба эти
института зарождались |
3 |
Договорная теория возникновения государства |
XVII-XVIII вв |
в основе государства лежит так называемый "общественный договор" |
"общественный договор", состоит в следующем:
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
- каждый преследовал
только свои интересы и не
считался с интересами других,
что приводило к "войне всех
против всех", в результате
которой неорганизованное
- чтобы этого не
случилось, люди заключили "
- в результате
был создан институт |
Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
А. Н. Радищев
(1749 - 1802) - русский философ и писатель- |
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
= были разрушены
теологические и
= сделан шаг к
созданию гражданского
= фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
= в случае нарушения
государством своих
Существенным
недостатком данной теории
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство
не возникло на основе
- сам по себе
общественный договор между
- общество воспринимается
одномерно, как единое целое,
в то время как в реальной
действительности оно |
4. |
Органическая теория |
Вторая половина XIX века |
Суть органической теории
в том, что государство возникает
и развивается подобно |
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;
- между государствами,
как в живой среде, идет |
английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), а также учеными Вормс и Прейс , Блюнчли |
Достоинствами органической теории является следующее:
• восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
• оригинальность теории.
Недостатками органической теории является следующее:
• прямое проецирование
биологических законов на
• сильное влияние дарвинизма;
• отождествление
государства с биологическим
организмом, в то время как
оно является организмом |
5. |
Психологическая теория |
в середине XIX века, Широкое распространение получила в конце XIX - первой половине XX века. |
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека |
• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
• желание сильных
индивидуумов общества
• способность
сильных личностей оказать
• желание отдельных
членов общества не
Авторы теории
считают, что предшественницей
государственной власти |
Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. |
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки
психологической теории: данная
теория не учитывает другие
факторы, благодаря которым |
6. |
Теория насилия |
в конце XIX века |
реализация закономерности подчинения слабого сильному |
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса. Насилие выражалось,
как правило, в присвоении ≈ сбор дани дружинниками; ≈ расширение подвластных королю (феодалу) территорий; ≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий); ≈ иные формы насилия. Для поддержания
установленного порядка также
требовалось насилие ( |
Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.
Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). |
В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.
Многие иные
формы государственной Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др. Недостатком
теории насилия является то, что
насилие (при его важной роли)
было не единственным фактором,
повлиявшим на возникновение
государства. Для того чтобы
могло возникнуть государство,
необходим такой уровень |
7. |
Ирригационная теории |
в конце XVIII - начале XIX века |
государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). |
Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. |
выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства") |
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет – в долине Нила, Китай – в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. Д.). |
8. |
Экономическая теория возникновения государства |
середине ХIХ в. |
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе |
≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля); ≈ возник прибавочный продукт; ≈ в результате
присвоения чужого труда ≈ появились частная
собственность и публичная ≈ для поддержания
господства эксплуататоров был
создан специальный аппарат |
Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Моргана. |
Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др. Не только
классово-экономические |
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права