Основные теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в литературе существует масса мнений и взглядов по поводу этой проблемы. Но, в целом, есть ряд теорий происхождения государств, которые выделяют все исследователи, а именно теологическую, патриархальную, классовую (материалистическую), психологическую, теорию насилия, договорную, органическую. Реже в трудах по происхождению государства упоминаются патримониальная, спортивная, инцестная теории.

Содержание работы

Введение. 3
Хропанюк В.Н. : 3
Материалистическая (классовая) теория 3
Естественно-правовая теория происхождения государства. 4
Договорная теория 4
Органическая теория 4
Теория насилия 5
Психологическая теория 6
Кашанина Т.В. 6
Ирригационная теория 7
Патриархальная теория. 7
Теологическая теория. 8
Теория насилия 8
А. Теория внешнего насилия (Каутский, Гумплович, австр. XIX в) 8
Б. Теория внутреннего насилия (Дюринг) 8
Расовая теория (Ж. Гобино, Ф. Ницше) 9
Инцестная (половая) теория(французский этнограф и социолог Леви-Строс). 9
Спортивная теория (Ортега X. Гассет.) 10
Патримониальная теория. 11
Органическая теория (Г. Спенсер) 11
Экономическая теория (Платон, Сен-Симон) 12
Психологическая теория (Г. Тар, и Л. Петражицкий) 13
Договорная теория (Г. Гроция , Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, П.Гольбаха, А. Радищев) 14
Диффузионная теория (Гребнев) 15
Теория специализации 16
Заключение. 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Контр.раб.2012_2 сем.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Патриархальная теория.

Данную теорию основали Платон, Аристотель, развил Фильмер.

Суть теории. Государство - это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая «большая семья»? Являясь первоначальной формой организованного общения, семья затем делится, естественным образом размножается. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого.

Оценка теории. В ней правильно обращается внимание на то, что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до эры Рождения Христа, их знания об окружающей жизни были невелики, да, впрочем, в то время в Греции были сильны остатки родового строя и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности.

Теологическая теория.

Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения  государства. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский), идеологи ислама и современной католической и православной церкви. Особо широкое распространение божественная теория получила в средние века.

Суть теории. Смысл  данной теории заключается в следующем: государство - это результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле.

Оценка теории. Она была обусловлена религиозным сознание людей, доминировавшим в те далекие времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и о закономерностях его развития. Она имела большое положительное значение: позволяла установить в обществе порядок и отражала объективные реалии того времени.

Теория насилия

Эта теория состоит из двух теорий.

А. Теория внешнего насилия (Каутский, Гумплович, австр. XIX в)

Суть теории. Государство  возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Оно  обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после для того, чтобы не было постоянной войны между ними. Оценка теории. Давая оценку этой теории, сразу отметим, что теория внешнего насилия основана на многих исторических фактах. Однако и в этой теории много «белых пятен», т.к. она далеко не универсальна и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах Земли и в тех регионах, где факты завоевания имели место, они все же носили вторичный характер по отношению к процессу создания государства.

Б. Теория внутреннего насилия (Дюринг)

Суть теории. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические отношения —  следствие политических актов. Дюринг предлагал представить общество в виде двух человек. Две человеческие воли вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут спорить по определенным вопросам. Как быть тогда? Дюринг предлагал тогда привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов и разрешить спор не представляется возможным. Без подобных же решений, т.е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государство. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Оценка теории. Прежде всего, надо отдать должное ее автору и отметить, что действительно насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства — явление распространенное и поэтому нормальное. Нормальное потому, что разноплановость мнений по одному и тому же вопросу обусловлена тем, что люди имеют разные интересы либо смотрят на одну и ту же проблему с разных сторон. Но общество — это единый организм, где все так или иначе взаимосвязаны друг с другом. Если каждый будет настаивать на своей позиции и не будет принимать во внимание мнение и интересы другой стороны, то возникнет борьба, которая приведет общество к саморазрушению. Третья сила действительно необходима, и на роль таковой вполне может претендовать государство, структура, выражающая общественные интересы, обладающая к тому же прерогативой применять насилие к той группе, которая не желает подчиняться воле большинства.

Расовая теория (Ж. Гобино, Ф. Ницше)

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются  в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в выше перечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

Оценка теории. С позиций  ценностей сегодняшнего дня нет  никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Изменения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практического воплощения. Однако здесь не надо торопиться и постараться выяснить причину появления этой теории.

Справедливо указывается  на то, что люди разнятся и с точки  зрения психологии. Если северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к  жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным народам в большей мере свойственна импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось «пережить» той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально «спрессовать» время.

Однако дает ли это  основание ставить вопрос о том, что существуют высшие и низшие расы? Ответ здесь однозначный дать нельзя, поскольку ребенок, когда вырастет, то может, что называется, заткнуть за пояс мудреца, с которым его сравнивают, в интеллектуальном отношении, не говоря уж о физическом.

Инцестная (половая) теория(французский этнограф и социолог Леви-Строс).

Суть теории. Посвятив свою жизнь исследованию развития первобытного общества, он выдвинул и обосновал идею о том, что особенности производства человека (или иначе воспроизводства рода человеческого), а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим в дальнейшем к возникновению государства.

Итак, не изменение в  материальном производстве и не совершенствование  орудий труда привели к дифференциации общества и возникновению государства, а осознание того, что запрет на кровосмешение будет способствовать развитию рода человеческого.

Поддержание запрета  инцеста требовало, в свою очередь, наличия особой группы людей, которые  бы занимались, во-первых, контролем  за соблюдением запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Первоначально же родовые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей между соплеменниками в целях обмена женщинами. В дальнейшем эта группа людей, специализировавшаяся на поддержании запрета инцеста, стала одновременно выполнять и другие общественные функции. Именно таким образом постепенно и происходило образование государственной структуры

Оценка теории. Общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. Переход общества к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведет к вырождению рода, ставившего на грань гибели. Сам по себе этот запрет не исполнялся всеми членами первобытного общества добровольно и во многих случаях необходимо было применять принуждение. Итак, не только, а может быть и не столько воспроизводство самого человека приводит к возникновению государства, хотя это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и даже просто недооценивать. Появление у человека рефлексии, т.е. способности его сосредоточиться на самом себе, осознать себя и свои действия (или иначе возникновение способности мыслить) дало ему возможность заняться производством продуктов, необходимых для существования.

Спортивная теория (Ортега X. Гассет.)

Суть теории. Возникновение  государства автор напрямую связывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом. Физкультурно-тренировочный или эмоционально-возбудительный характер имеют распространенные охотничьи и военные танцы, исполняемые перед отправлением на охоту или в поход. Развитие сознания первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость ее тренировки. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.

Развитие производительных сил и расширение трудового опыта  привели к усложнению воспитания людей вообще и появлению физического  воспитания. Физическое воспитание в  этих условиях выполняет функцию  подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.

У многих первобытных  народов существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью - инициации (посвящения), который использовался  при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в  род или племя и т.д.

Оценка теории. Она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, традиция организации которых жива и поныне. Сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. Но спортивная теория не объясняет глубинных процессов образования государства. Это результат того, что ее сторонники берут для рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о происхождении государства) всего лишь одну сторону жизни человечества — воспроизведение самого человека.

Патримониальная теория.

Автором ее является Галлер.

Суть теории. Представители  этой теории считают, что государство  произошло из поземельной собственности. В первобытном обществе земля  принадлежала общине, племени в целом  и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землей), и постепенно она переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь (король, царь и т.п.). Таким образом, государственная власть идет не от народа и не от кого-либо.

Государственное хозяйство, финансы образуются постепенно из частного хозяйства вождя.

Оценка теории. Нельзя отказать представителям этой теории в логичности. Вместе с тем невооруженным взглядом видна ее идеологическая направленность: ее автор оправдывает монархическую власть, да и феодальный строй в целом, доказывает возможность монарха создавать «собственное право» (Галлер жил в XIX в. во времена реакции после французской революции, которая до основания сотрясла основы феодального строя, и надеялся на то, что еще хоть что-то можно сделать для его восстановления). Озабоченный этим, он проигнорировал многие исторические факты, такие как, например, многочисленные в истории факты приобретения земель путем военного завоевания, а также иного насильственного их захвата (вспомним «огораживание» в Англии).

Органическая теория (Г. Спенсер)

Суть теории. Обладая  обширными познаниями в области  биологии, психологии, этнографии, истории, Спенсер общество рассматривал как  своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции. Сравнивая общество с биологическим организмом, он пришел к выводу, что в развитии общества просматриваются некоторые закономерности, присущие организмам — например, переход; от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация). Если организм здоровый, то его клетки функционируют нормально. Болезни организма подвергает опасности составляющие его части, и, наоборот, больные клетки и тем более целые системы снижают эффективность функционирования всего организма.

В государстве — «живом теле» все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство  выполняет функции мозга (это  он называл регулирующей системой в  общественном организме), используя, в  частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организма, обеспечивают его жизнедеятельность (это — система органов пищеварения). Есть в организме и специализированная «распределительная система» или своего рода кровеносная система (торговля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие классы отвечают за внешние функции, т.е. обеспечивают оборону.

Информация о работе Основные теории происхождения государства