Основные теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:16, реферат

Описание работы

Цель реферата: дать характеристику теориям происхождения государства;
Задачи:
- раскрыть сущность основных теорий происхождения государства;
- выявить достоинства и недостатки данных теорий.

Содержание работы

Введение 3
1. Теологическая теория происхождения государства. 4
2. Патриархальная теория происхождения государства. 6
3. Теория договорного происхождения государства. 8
4. Теория насилия (завоевания). 10
5. Марксистская (классовая) теория происхождения государства. 12
6. Органическая теория происхождения государства. 13
7. Психологическая теория происхождения государства. 14
8. Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства. 15
9. Расовая теория происхождения государства. 16
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат по ТГП.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Дальневосточный государственный университет путей  сообщения

Сахалинский институт железнодорожного транспорта

ГОУВПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Теория государства и права».

Тема: Основные теории происхождения государства.

 

 

 

 

 

 

 

Ахматханова Ильмира Шавкетовна

Специальность: Юриспруденция

Курс I. Группа 31621

 

 

Проверил:

Брагер Дмитрий  Константинович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Южно - Сахалинск

2012 год

Содержание:

Стр.

Введение 3

1. Теологическая теория происхождения государства. 4

2. Патриархальная теория происхождения государства. 6

3. Теория договорного происхождения государства. 8

4. Теория насилия (завоевания). 10

5. Марксистская (классовая) теория происхождения государства. 12

6. Органическая теория происхождения государства. 13

7. Психологическая теория происхождения государства. 14

8. Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства. 15

9. Расовая теория происхождения государства. 16

Заключение 17

Список используемой литературы                                                                       18 

Введение

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства.

Идея  государства происходит из самой  глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о  необходимости создания охраны своей  безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства  у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для  соблюдения жизненно важных условий  существования. В государстве народ  имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их направить  на достижение экономических, политических и социальных целей.

Изучение  процесса происхождения государства  и права позволяет глубже понять социальную природу государства  и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Цель реферата: дать характеристику теориям происхождения государства;

Задачи:

- раскрыть сущность основных теорий происхождения государства;

- выявить достоинства и недостатки данных теорий.

 

 

 

 

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая  (религиозная)  теория  господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274, Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.)), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности  государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Теократическая  теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность.    

Суть  теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

- вечны, незыблемы и святы;

- их возникновение и упразднение не зависит от человека;

- являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

• принять  государство и власть как данность, полученную свыше;

• признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский - представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

• полностью  и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства данной теории:

- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

- препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, т. е. ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.  

Патриархальная  теория происхождения государства

Основоположниками этой теории являются Платон, Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский.

Платон  в своём знаменитом труде «Государство»  конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором:

• власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи;

• где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой;

• государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.

Аристотель  считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения, а государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

Р. Фильмер  в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог  даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и  его властелином.

Суть патриархальной теории возникновения государства состоит в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

Следовательно, согласно данной теории:

- монарх является отцом всего мира;

- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

- монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

- власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам данной теории можно отнести, что она:

- способствует сплочению общества;

- способствует уважению, почитанию государственной власти;

- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

 

 

 

Теория  договорного происхождения государства

Данная  теория происхождения государства получила распространение в XVII–XVIII вв. Её авторами в разное время являлись:

- голландский мыслитель и правовед - Гуго Гроций (1583 - 1646);

- английские философы: Джон Локк (1632–1704), Томас Гоббс (1588–1679);

- французские философы-просветители: Шарль-Луи Монтескье (1689–1755), Дени Дидро (1713–1783), Жак Руссо (1712–1778);

- русский философ и писатель-революционер А.Н. Радищев (1749–1802).

Суть  договорной теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает  в результате заключения «общественного договора» между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который  превращает их в единое целое, в народ.

Смысл идеи «общественного договора» в следующем: каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»; в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя. Чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания, в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория  «общественного договора» имела  большое прогрессивное значение:

- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

- фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа;

- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII–XVIII вв.;

- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;

- государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей;

- обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным  недостатком данной теории является её идеалистичность. Зачастую государства возникали другими путями - войны, насилие и при наличии иных условий; ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями. Сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга. Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

 

 

 

Теория  насилия (завоевания)

Теория  насилия как главный фактор происхождения государства выдвигалась различными авторами на протяжении многих столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

 Данную  теорию разрабатывали: Евгений  Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом случае насилие зарождалось внутри  самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии - в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

• сбор дани дружинниками;

• расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

• огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

• иные формы насилия.

Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

В пользу теории насилия говорит то, что  насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил).

Многие  иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Ряд крупных  государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское  государство; Великая Британия; США  и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для  того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат.

 

 

Марксистская (классовая) теория происхождения государства

Основоположниками и представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Согласно этой теории, государство  есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Информация о работе Основные теории происхождения государства