Основные теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 04:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в рассмотрении понятия и отличительных признаков государства, изучении причин и условий происхождения государства, характеристике основных теорий происхождения государства.
Цель исследования определяет необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть содержание понятия государства, выявить его отличительные признаки, раскрыть основные функций государства;
- рассмотреть основные подходы к типологии государства;

Содержание работы

Введение …………...………………………………………………………….…. 3
1 Понятие государства ………………………………………………………...... 5
1.1 Отличительные признаки и основные функции государства ….……… 5
1.2 Типология государства …………………………………………………... 9
2 Предпосылки возникновения государства …………………………………. 12
2.1 Причины и условия происхождения государства ..…………………… 12
2.2 Возникновение государств на современном этапе …………………… 16
3 Основные теории происхождения государства …………………………… 19
3.1 Теологическая теория происхождения государства ………………….. 19
3.2 Насильственная теория происхождения государства ………………… 21
3.3 Договорная теория происхождения государства ……………………... 25
Заключение ...…………………………………………………………………… 31
Список использованных источников …

Файлы: 1 файл

ПРАВКА 4 ТЕМА 1.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим. Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который, по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Недостатки формационной типологии: она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью; недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные) [3, с. 123].

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей [4, с. 161].

Достоинства цивилизационного подхода: определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях;  в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств.

Недостатки цивилизационного подхода: недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны; выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство - это политическая часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Таким образом, типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Предпосылки возникновения государства

2.1 Причины и условия  происхождения государства

 

По словам Ч.Дарвина, именно труд сделал из обезьяны человека. Примерно то же самое можно применить к понятию государства. Труд, стремление людей выжить и приспособиться к суровым условиям окружающей среды привели к превращению первобытного общества в государственное образование. Этот процесс занял много времени, происходил не так гладко. Возникновение первых в истории человечества государств было обусловлено разделением социально-однородного общества на классы и социальные группы с разнообразными, нередко противоположными интересами [5, с. 81].

       Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который именуется неолитической революцией, приведшей к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются.

       В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта. С появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном размере товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, приводит к третьему крупному общественному разделению труда - появлению класса купцов, которые уже участвуют непосредственно в процессе производства.

       Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода. Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, так как и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.

Таким образом, крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними. Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства [5, с.115].

На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали.

Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам. Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

       Развитие собственности у многих народов имело исходным пунктом общинную или племенную собственность, которая существовала повсеместно. Сужение производственной единицы от общины до имущественно обособленной семьи происходит у каждого народа по-своему, охватывает разное время, но все-таки является характерной чертой процесса возникновения частной собственности. Патриархальная семья, включающая 3 - 4 поколения, оказывается основной ячейкой, способной использовать привлеченную рабочую силу, то есть эксплуатировать чужой труд для присвоения себе его результатов.

         Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости, полноценного и гармоничного развития личности. Такого уровня развитости государство достигает не сразу. На ранних стадиях цивилизации оно выступает как достаточно примитивная организация общества, сущность которой кроется в системе органов и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает способность обеспечить основные ценности общественного развития – народовластие, экономическую свободу и свободу личности [6, с. 145].

    Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовались либо обособленная социальная группа, клан, чиновнико-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества [6, с. 163].     Появление государств явилось закономерным следствием произошедшей в обществе «неолитической революции». Социально-экономическая и экологическая сущность данного явления заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных естественных форм.

    Основные причины появления государства:

    - необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

    - необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

    - необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

    - необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

    - необходимость ведения войн, как оборонительных так и захватнических. Происходившие накопления общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства [6, с. 211].   

    Можно сделать вывод, что государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, но, прежде всего, совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта.

    

2.2 Возникновение государств  на современном этапе

 

    В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Можно, конечно, сказать и более полно: правовое государство есть определенная форма организации государственной власти, где государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равенстве всех перед законом [7, с. 118].

Правовое государство представляет собой сложную, многофакторную систему. Ведь право и закон только тогда чего - то стоят, когда они выражают высшие человеческие ценности - истину, разум, свободу, справедливость и способствуют их реальному воплощению в жизнь. Собственно в идее правового государства можно выделить два главных элемента: 1) свободу человека и наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования в основе которого лежит принцип: "Дозволено все, что не запрещено законом" [7, с. 127.

В статье 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.

В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.

Современное демократическое правовое государство предполагает наличие развитого гражданского общества, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Информация о работе Основные теории происхождения государства