Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 16:31, реферат
Цель работы – рассмотрение патриархальной теории происхождения государства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов патриархальной теории государства и права.
Введение.…………………………………………………………......……...….....3
Основоположники патриархальной теории происхождения государства………………………………………………...…………………....…5
Достоинства и недостатки теории…………………………………….……………………………………..…8
Заключение………………………………………………….....………...….….…9
Список использованной литературы……………………………………
Содержание
Аннотация………………………………………………………
Введение.………………………………………………………
Основоположники патриархальной
теории происхождения государства……………………………………………….
Достоинства и недостатки теории…………………………………….………………………
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...…
АННОТАЦИЯ
Иванова А.И. _________________
Патриархальная теория происхождения государства и права.
Челябинск: ЮУрГУ, ИОДО- 150, 2014.
____ с., библиографиче-
ский список – ___ наим.
Объектом исследования является патриархальная теория происхождения государства и права.
Цель работы – рассмотрение патриархальной теории происхождения государства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов патриархальной теории государства и права.
В работе изучены основоположники патриархальной теории происхождения государства; рассмотрено распространение патриархальной теории, раскрыты отличительные особенности данной теории, ее достоинства и недостатки.
В результате работы сделаны выводы о том, что патриархальная теория направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха. Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая теория вряд ли может быть признана научной. Так же установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Введение
Исторической наукой сформулировано множество теорий происхождения власти и государства. Некоторые из них существуют так же давно, как сам институт государства, другие разработаны сравнительно недавно. Патриархальная теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения.
В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.
Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации.1
Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэна и других. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти.
Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства.
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. 2
Целью данного реферата является рассмотрение патриархальной теории происхождения государства.
Задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов патриархальной теории государства и права.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано, поскольку процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни. В данной работе будет рассмотрена одна из основных теорий происхождения государства, его характерных особенностях и признаках.
Основоположники патриархальной теории происхождения государства
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. Основателями являются Платон и Аристотель, которые считали, что возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом. Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором:
- власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи;
- где есть соответствие
между космосом в целом, государством
и отдельной человеческой
- государство - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.
Аристотель - древнегреческий философ и педагог считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. 3
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
Следовательно, согласно данной теории монарх является отцом всего мира; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть монарха (отца)ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.4
Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, способного решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.
Патриархальная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др.
Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.5
Достоинства и недостатки теории
Прежде всего, надо отметить, что в данной теории правильно обращается внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Указывается на то, что вождь, правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. Отзвук того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России («царь-батюшка», «царица-матушка»), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня. Часто наши сограждане рассуждали так: вот напишу Президенту, он и разберется! Совершенно справедливо сторонники этой теории обращают внимание на тот факт, что так же, как в семье, власть «передается» сыну после смерти отца, так же и в государстве власть наследуется.
Патриархальная теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения «воле отца, поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. 6Также теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. Авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт.
Создатели патриархальной
Сегодня информации о мире
неизмеримо больше и отчетливо
видны недостатки
Заключение
Данная теория рассматривает
происхождение государства как
естественное развитие
Патриархальная теория была
Основные положения
Патриархальная теория не дает ответа на главный вопрос: в силу каких причин государство приходит на смену семейной, родовой или племенной организации. Исторически семья никогда не существовала изолированно и вне рода, племени или государства. Родовая организация либо перестраивается в государственную, либо, как пережиток прошлого, постепенно разрушается внутри государства.
Таким образом, государство, хотя и выросло из недр родового строя, не является его прямым продолжением. Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья - мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.
Патриархальная теория указывает нам на то, что ничто не возникает на пустом месте, что в организации древних государств можно найти следы родового строя, однако она не раскрывает общей причины их образования.
Список использованной литературы
1 Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. - М.: Политиздат, 2001. - 380 с.
Информация о работе Основоположники патриархальной теории происхождения государства