Основы федеративного устройства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Государственное устройство представляет собой внутреннее строение государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.
Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это достигается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами. Таким образом, государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром1.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………3
Основы федеративного устройства Российской Федерации…………………………………..5
Предметы ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами……………………..12
Система органов государственной власти……………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Государственное устройство_1.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Заключение

Конституция Российской Федерации закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством.

Вхождение в состав федерации 90 субъектов (самая большая по числу субъектов федерация в мире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении.

Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов.

На сегодняшний день в состав Российской Федерации входят 83 субъекта федерации. 
Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа1.

Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Вопрос о федеративном устройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее1.

Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности.

Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры.

В заключении хотелось бы отметить, что конституционные изменения давно уже назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию невозможно снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению Федерации.

В то же время необходимо комплексное осмысление всей проблемы развития федеративных отношений. И поэтому необходимо не только принятие отдельных поправок, но и тщательная подготовка всего пакета конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.// Российская газета. - 1993.- 25 декабря.
  2. Положение о Государственном флаге Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года.
  3. Положение о Государственном гербе Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 года.
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»// Собрание Законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3176

Литература:

1. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2003.

2. Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века//Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997, с. 11-15. 
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2011 г. 
4.    Баглай М.В., Габричидзе Г.Н. Конституционное право РФ. М., 2005 г.

5.   Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ / Е.Ю. Бархатова. - М.: Велби,- 2005

6. Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2000 г. №1. С. 7-16.

7. Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №5. 
С. 28.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2009 г.

9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2006.

 

Ресурсы Интернет.

  1. Саликов М. Национальный федерализм России. – Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/

 

 

 

1 Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 1997, №8, с. 14-21.

 

1 Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №5. С. 28

 

1 Мухаметшин Ф. X. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. №3. С. 49

1 Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2009. С. 218

2 Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции.// Государство и право, 2010, № 11, с. 6

 

1 Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. – В кн.: Федерализм власти и власть федерализма. М., 2000, с. 11

1 Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2005. С. 35

1 Марченко Г. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 2000. С. 26

1 Чернобель Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 53

1 Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 2000. № 8. С. 43

 

2 Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2009. С. 210.

1 Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации// Журнал российского права. 2000г. № 2. С. 25

 

2 Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2000 г. №3. С. 12.

1 : http://ru.wikipedia.org/wiki/Федеративное_устройство_России

1 Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 2000, №8, с. 15.

 


Информация о работе Основы федеративного устройства Российской Федерации