Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:57, курсовая работа
Государственное устройство представляет собой внутреннее строение государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.
Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это достигается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами. Таким образом, государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром1.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Основы федеративного устройства Российской Федерации…………………………………..5
Предметы ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами……………………..12
Система органов государственной власти……………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……
Заключение
Конституция Российской Федерации закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством.
Вхождение в состав федерации
90 субъектов (самая большая по числу субъектов
федерация в мире) явилось результатом
включения всех автономий и административно-
Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов.
На сегодняшний день в состав
Российской Федерации входят 83 субъекта федерации.
Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв,
2 города федерального значения, 1 автономная
область, 4 автономных округа1.
Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Вопрос о федеративном устройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее1.
Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности.
Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры.
В заключении хотелось бы отметить, что конституционные изменения давно уже назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию невозможно снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению Федерации.
В то же время необходимо комплексное осмысление всей проблемы развития федеративных отношений. И поэтому необходимо не только принятие отдельных поправок, но и тщательная подготовка всего пакета конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Литература:
1. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2003.
2. Аринин А. Проблемы развития
российской государственности в конце
XX века//Федерализм власти и власть федерализма.
М., 1997, с. 11-15.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации. М., 2011 г.
4. Баглай М.В., Габричидзе Г.Н. Конституционное
право РФ. М., 2005 г.
5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ / Е.Ю. Бархатова. - М.: Велби,- 2005
6. Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2000 г. №1. С. 7-16.
7. Синюков В. И. О форме федерации
в России// Государство и право. 1993. №5.
С. 28.
8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2009 г.
9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2006.
Ресурсы Интернет.
1 Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 1997, №8, с. 14-21.
1 Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №5. С. 28
1 Мухаметшин Ф. X. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. №3. С. 49
1 Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2009. С. 218
2 Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции.// Государство и право, 2010, № 11, с. 6
1 Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. – В кн.: Федерализм власти и власть федерализма. М., 2000, с. 11
1 Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2005. С. 35
1 Марченко Г. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 2000. С. 26
1 Чернобель Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 53
1 Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 2000. № 8. С. 43
2 Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2009. С. 210.
1 Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации// Журнал российского права. 2000г. № 2. С. 25
2 Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2000 г. №3. С. 12.
1
: http://ru.wikipedia.org/wiki/
1 Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 2000, №8, с. 15.
Информация о работе Основы федеративного устройства Российской Федерации