Основы конституционного строя Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить основы конституционного строя Российской Федерации.
Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи: рассмотреть политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя Российской Федерации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ …..5
§ 1. Демократическое государство ………………………………………….5
§ 2. Человек, его права и свободы как высшая ценность ………………...10
§ 3. Правовое государство ………………………………………………….12
§ 4. Федеративное государство …………………………………………….14
§ 5. Суверенное государство ……………………………………………….19
§ 6. Республиканская форма правления …………………………………...20
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………22
§ 1. Экономическая основа …………………………………………………22
§ 2. Социальное государство ……………………………………………….24
ГЛАВА III. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………………...27
§ 1. Идеологическое многообразие ………………………………………...27
§ 2. Светское государство …………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………………30
Библиографический список ……………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

констит пр.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА Минюста России)

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По конституционному праву                                             

наименование дисциплины     

 

Тема: «Основы конституционного строя Российской Федерации»                                             

наименование темы     

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

_____учебной группы ___курса,

_________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Научный руководитель

______________________________

(должность, ученая  степень, ученое звание)

_______________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

        Дата защиты «__» _______201__ г.

 

Оценка ___________________

 

_____________________________

(подпись преподавателя)

 

 

 

 

Саратов

2012

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ …..5

§ 1. Демократическое государство ………………………………………….5

§ 2. Человек, его  права и свободы как высшая ценность ………………...10

§ 3. Правовое государство ………………………………………………….12

§ 4. Федеративное государство …………………………………………….14

§ 5. Суверенное государство ……………………………………………….19

§ 6. Республиканская форма правления …………………………………...20

ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………22

§ 1. Экономическая  основа …………………………………………………22

§ 2. Социальное государство ……………………………………………….24

ГЛАВА III. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТОРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………………...27

§ 1. Идеологическое многообразие ………………………………………...27

§ 2. Светское государство …………………………………………………..28

Заключение …………………………………………………………………………30

Библиографический список ……………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основы есть определенная характеристика конституционного строя, под которым понимают разновидность  государственного и общественного  строя, основанного на принципах  народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества. Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической Конституции и реальной конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных отношений, есть устоявшаяся конституционная практика.

Понятие «основы конституционного строя» характеризуют закрепленные в Конституции Российской Федерации1 (далее Конституции РФ) базовые принципы государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного строя. Это ценности демократии: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство» (ч. 1 ст. 1); «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3); «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3) и т.д. Это ценности государственности: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4); «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4) и др. Это ценности социального мира: «Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13) и др. В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя. К ним Конституция РФ относит: суверенитет народа, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализм, республиканскую форму правления, разделение властей, правовое, демократическое, социальное, светское государство; политический плюрализм, социальное рыночное хозяйство, многообразие и равноправие форм собственности; признание и гарантирование местного самоуправления. Сконцентрированные в первой главе Конституции, представляя в своем единстве основы конституционного строя РФ, отмеченные принципы обладают высшей юридической силой по сравнению с иными конституционными нормами. Согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Основного Закона не могут противоречить основам конституционного строя.

Цель моей курсовой работы – изучить основы конституционного строя Российской Федерации.

Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие  задачи: рассмотреть политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя Российской Федерации.

Теоретической базой при написании курсовой работы послужила учебная литература, правовой базой – нормативно-правовые акты Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО  СТРОЯ

§ 1. Демократическое  государство

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ. Это означает, что Россия провозглашается  государством народовластия, или, иначе  говоря, демократическим государством.

С возникновением государства  возникает и государственная  власть как один из существенных признаков  государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную  обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует  суверенитет государства, который  проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с  населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным  носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ2.

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ  ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие  есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия  осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ Российской Федерации  осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через  выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная  демократия - форма непосредственного  волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации»3, референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

Вопросы, выносимые  на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских  референдумов могут проводиться  республиканские (республик в составе  Российской Федерации), региональные и  местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении  власти народа посредством выделения  из своей среды путем голосования  представителей для выполнения в  государственных органах или  органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах - то, что они являются формой осуществления  гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Одним из основополагающих принципов демократической организации  государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения  свободного развития человека является принцип разделения властей.

Разделение  властей - один из основных принципов  действующей Конституции РФ. В  ст. 10 предусмотрено, что государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей  означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Информация о работе Основы конституционного строя Российской Федерации