Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:20, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей американского права.
Указанные объект, предмет и цель работы определили постановку следующих исследовательских задач:
Раскрыть понятие и основные категории правовой системы США;
Исследовать источники американского права;
Выявить характерные черты Конституции США;
Изучить особенности современного американского права;
Рассмотреть современные тенденции развития американского права
США — договорная федерация, ее образовали ранее независимые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем (ни один штат не является государственно-национальным образованием), она рассматривается как разумная децентрализация власти и приближение ее к народу.
Правовое государство
признается в США в форме «господства
права» (rule of law state), что означает приоритет
права и обязанность
Принцип светского государства означает, что в США нет государственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий. Этому не противоречит служба протестантских священников в Конгрессе и в армейских соединениях за государственный счет. В стране много религиозных меньшинств (католики, иудеи, мусульмане и др.), но все в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.18
Конституция США закрепляет
республиканскую форму
В отличие от многих развитых стран США не считают свое государство социальным. В Конституции не закрепляются какие-либо социальные права граждан, не указывается на социальную направленность деятельности государственных органов.
2.1. Особенности современного амери
Американское право прошло более чем 200-летний путь самостоятельного развития и потому существенно отличается от английского права, хотя и произошло от него и принадлежит к той же правовой системе. Вместе с тем американское право испытывало на себе влияние и других национальных правовых систем.
Основываясь на детальной разработанности особенностей американского права, мы укажем лишь на следующие его характерные черты.
Во-первых, двухуровневое правовое развитие, при котором параллельно и в то же время во взаимодействии действуют правовые сие темы федерации и штатов. Своеобразны способы унификации прав в масштабе федерации. Федеративное устройство США ставит на повестку дня вопрос о единстве правовой системы страны.
Во-вторых, главенствующее положение федеральной Конституции, удельный вес которой практически определяется толкование} ее положений Верховным судом. Наличие Конституции США ограничивает свободу действий как законодательных, так и судебных органов в части внесения изменений в организацию правосудия.
В-третьих, реализация принципа разделения властей дополняет с введением судебного контроля за конституционностью законов При этом Верховный суд США напоминает скорее законодательный чем правоприменительный орган, особенно когда создаваемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело, а на дела, которые могут возникнуть в будущем.
В-четвертых, сохранение приоритетной роли судебной практики сочетается с интенсивным развитием отраслевого законодательства. Но его кодификация в отличие от романо-германского права происходит скорее в виде консолидации актов и норм. Сборники законов служат разновидностями систематизированных собраний действующих актов и Свода законов.
В-пятых, наблюдается немалое различие в юридической терминологии Англии и США.
В-шестых, американский прецедент более подвижен, чем английский. Так, Верховный суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. Нет формальных запретов на внесение изменений в ранее принятые решения или на отказ от прецедента. При рассмотрении конкретного дела суд вправе переоценивать факты применяемого прецедента, отнесенные к основным обстоятельствам.20
Анализируя соотношение источников американского права, нельзя не обратить внимание на рост удельного веса законодательства и нормативных актов органов исполнительной власти. Основываясь на этом факте, некоторые ученые – специалисты по американскому праву поднимают вопрос о падении значения судебного прецедента в механизме правового регулирования США. С нашей точки зрения.
Происходящие в современном праве США процессы значительно глубже и не следует давать им столь однозначные оценки.
Тот факт, что американские судьи в своих решениях все чаще ссылаются на законы, а не на судебные прецеденты, свидетельствует не столько о падении роли последних, сколько о совершенствовании правовой системы США в целом. Постоянное усложнение и расширение круга социально-экономических и политических проблем, ранее не попадавших в поле зрения судей, заставляет их обращаться к законам, в которых более совершенно урегулированы общественные отношения. Однако позже суды уже могут ссылаться и на закон, и на судебный прецедент или только на судебный прецедент. И также, как и прежде, закон становится действующим, только если на него опираются суды. В противном случае его нормы будут мертвы.21
Таким образом, механизм правового регулирования США, одним из ключевых рычагов которого является судебный прецедент, по своей сути изменяется очень медленно. И это вполне закономерно, ибо он имеет более чем тысячелетнюю историю и просуществует еще не один год. А юридические механизмы, которые складывались веками и постоянно модернизировались и совершенствовались, коренным образом изменить практически невозможно.
Однако трансформация правовой системы США идет. Социальное развитие в XXI столетие ставит перед американским обществом целый комплекс важных проблем, среди которых и необходимость совершенствования правовой системы. Ряд авторов-юристов полагали, что общее право в целом и право США в частности представляют собой архаичное, громоздкое, неповоротливое и неприспособленное к нуждам современного американского общества явление. С нашей точки зрения, с таким тезисом согласиться нельзя.22
Действительно, американское право не отличается простотой по своему нормативному материалу, и оно очень объемное. Однако при этом следует отметить, что возможности научно-технического прогресса и компьютеризации позволяют американским юристам ориентироваться в огромном количестве правовых норм и применять их с не меньшей, если не большей оперативностью, чем юристам других правовых систем.
Итак, правовая система США представляет собой сложное, комплексное, динамичное явление объективной действительности, которое находится в тесной взаимосвязи со всеми процессами, присущими современному американскому обществу. Ее правильная оценка и прогноз тенденций развития предполагают глубокое знание как истории этой страны, в особенности исторической эволюции ее Конституции и конституций американских штатов, так и всего спектра внутренних противоречий и юридических проблем современного американского общества.
В заключение необходимо
отметит, что применительно к
США структура права
Судебные системы разных стран различны, однако общим является участие по многим делам присяжных. В США гражданин может требовать, чтобы спор рассматривался судом присяжных, если цена иска превышает 20 дол. и речь не идет о применении права справедливости. Процесс является состязательным, имеется специфика в представлении и оценке доказательств. Процедурные вопросы в судах этих систем имеют большее значение, чем в иных системах.
Система источников современного права Соединенных Штатов Америки представляет собой довольно сложную иерархическую структуру, обусловленную федеративным устройством государства (приводящим к тому, что фактически в США существует 51 правовая система) и тесным характером взаимодействия двух основных источников - статутного и прецедентного права. Не вдаваясь в подробный анализ понятия «источник права», американские исследователи используют данный термин для обозначения «первоисточника», из которого нормы права черпают свою обязательную силу, и делят все источники права на две большие группы: «первичные», или основные (primary), и «вторичные», дополнительные (secondary). Именно «первичные» источники, исходящие от властных государственных структур, составляют то, что в отечественной юриспруденции называется собственно юридическими (формальными) источниками права. Будучи по общему правилу обязательными, «первичные» источники отличаются друг от друга по степени обязательности и образуют определенную иерархическую систему в зависимости от своей юридической силы.
Происходящие в современном мире конвергенционные процессы между различными правовыми системами делают возможным заимствование прогрессивных элементов каждой из них. Закрепленные в Конституции США основы построения системы юридических источников (верховенство Конституции, приоритет федерального законодательства, рассмотрение закона как основного источника права) во многом перекликаются с российским правом.
Как и в Англии, значение обычного права в США велико в области функционирования механизма государственной власти. Конституция США стара, она не освещает многих существенных сторон государственной организации, и этот пробел восполняется не только с помощью текущего законодательства, но и путем признания сложившихся обыкновений, устоявшихся традиций.
Значительно меньше роль обычая в сфере частного права, где он выступает в виде так называемых торговых обыкновений, которые определяются как сложившаяся практика, или порядок деловых отношений, и в таком качестве оказывают нормативное воздействие не только на развитие соответствующих общественных отношений, но и на решение возникающих в этой связи споров. Следует отметить, что процесс американизации правовой системы, позаимствованной у Англии, - это процесс придания ей свойств, благодаря которым она еще в большей степени стала приспособлена к текущим потребностям американского государства. Ориентация на «гибкое правотворчество», наделение судов неограниченными полномочиями по созданию и пере-смотру правовых норм, правовой дуализм, вскормленный в условиях американского федерализма, - все это привело к тому, что право США с течением времени превратилось в конгломерат, с одной стороны, явно устаревших, а с другой - современных норм.
Таким образом, правовая система США формировалась под влиянием юридических традиций Великобритании и исторически происходит от ее английского общего права (Common Law). В процессе развития заимствованные английские правовые институты подверглись существенным изменениям. Появлялись новые правовые институты, которые отличали американское право от английского. В результате сложилась новая правовая система, специфика которой определялась федеральным устройством государства, наличием писаных конституций (Конституция США и конституции штатов), а также рядом особенностей социально-экономического и политического развития.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Англосаксонская правовая семья |
правовая семья англосаксонских государств. В структуре англосаксонской правовой семьи выделяют две группы: английскую и американскую. Каждой из них присущи характерные особенности. |
2. |
Верховный суд США |
высшая судебная инстанция США. |
3. |
Высшие федеральные органы государственной власти США |
система государственного управления США, образованная с принятием Конституции США в 1787 году. |
4. |
Конгресс США |
законодательный орган, один из трех
высших федеральных органов |
5. |
Конституция США |
основной закон США, имеющий высшую юридическую силу, принята в 1787 году. |
6. |
Правовая семья |
одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. |
7. |
Президент США |
глава исполнительной власти США с функциями главы государства и главнокомандующий Армии и Флота. Президент США избирается на четырехлетний срок, причём может занимать этот пост не более, чем два срока подряд (согласно 22-й поправке к Конституции США). |
8. |
Сравнительное правоведение, правовая компаративистика |
отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий. |
9. |
Статутное право |
в странах англосаксонской |
10. |
Судебный прецедент |
решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). |