Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 20:46, доклад
Россия — самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации, отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей, а также многочисленные национальные (этнические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как территориальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение, как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.
Особенности федеративного устройства в РФ, ФРГ и США.
Российская Федерация
Россия — самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации, отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей, а также многочисленные национальные (этнические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как территориальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение, как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.
Вторая общая и не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (обще территориальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., субъектами Российской Федерации считались только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие политико-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским населением. Это особенно важно в связи с тем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики.
Третья общая особенность современного российского федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с первых месяцев после октября 1917 г., его реальное становление и развитие приходятся лишь на последнее десятилетие. Утверждавшиеся все больше во второй половине 20-х — начале 30-х гг. командно-административные методы управления, сверх централизация и тоталитарный режим постепенно свели на нет даже те ограниченные элементы реального федерализма, которые успели зародиться в первый послеоктябрьский период. Тоталитаризм оказался абсолютно несовместимым с подлинным федерализмом и свел его к квази федерализму, к фактическому унитаризму, прикрываемому декларативными конституционными нормами и лозунгами о федерализме, суверенитете союзных республик и праве их свободного выхода из СССР, самоуправленческих правах автономий, праве народов на самоопределение и свободном их развитии. Длительное развитие российского «федерализма» в условиях тоталитаризма и сегодня накладывает свой негативный отпечаток на процесс становления демократического федерализма в современной России. По существу, этот процесс берет свое начало лишь с Декларации о суверенитете РФ (1990) и особенно с Федеративного договора (1992) и Конституции РФ 1993 г. Несмотря на многое сделанное с тех пор, еще несравнимо большее предстоит сделать, включая принятие конституционных и иных федеральных законов по вопросам федерализма. Еще больше необходимо сделать в области практической реализации устоев и норм подлинного федерализма в различных сферах государственной и общественной жизни.
Четвертая важная общая особенность современного российского федерализма связана с тем, что исторически РСФСР возникла и длительное время развивалась как не договорная, а конституционная федерация на базе автономии, что само по себе серьезно суживало (даже формально) самостоятельность субъектов федерации по сравнению, например, с субъектами союзного государства — СССР, усиливало проявление централистских тенденций и сближало такой федерализм с унитаризмом. Без учета этого фактора трудно понять многое из того, что происходит сегодня в России с процессом становления подлинного федерализма. Лишь после Федеративного договора РФ стала превращаться, на наш взгляд, из конституционной в конституционно-договорную федерацию, что нашло, в частности, свое дальнейшее проявление в заключении за последние пять лет около полусотни договоров о конкретном разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами ее субъектов.
Пятая общая особенность. Современный российский федерализм, необходимость его сохранения и дельнейшего развития опирается прежде всего на учет трех объективных моментов: огромных размеров территории страны; многонациональности структуры и состава ее населения; большого разнообразия условий и возможностей развития различных регионов. В этих объективных параметрах федерализм выступает у нас не просто как одна из возможных форм политико-территориальной организации государства, а как оптимальная и даже как единственно возможная в данных конкретных условиях демократическая форма такой организации. Подлинный федерализм в таких условиях является действенным способом практической реализации демократии в данном вопросе.
В настоящее время реальный российский федерализм представляет собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большая передача властных функций и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.
В России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:
– смешанный
этнотерриториальный характер
– асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;
– неравенство
статусов субъектов федерации
(различия между республиками
и “простыми губерниями”,
– экономическая,
социальная и политическая
– дотационность
большинства субъектов
– провинциальный централизм, т.е. воспроизводство (в ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений центр – регионы;
– самовластие
региональных элит, меньший, чем
в центре, контроль за их деятельностью
со стороны гражданского
– неоправданно
высокая роль субъективного
Учет перечисленных
особенностей российского федерализма
представляет собой непременное
условие позитивного решения
проблем, связанных с совершенствованием
взаимоотношений центр –
Особенности ФРГ
Черты, характеризующие федерацию Германии:
- немец в
любой земле имеет равные
- конституционный
строй земель должен
- государство
стремится к обеспечению
- в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель;
- все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь;
- федерация
и каждая земля раздельно
- возможность федерального принуждения земли к выполнению каких – либо действий в случаях, если земля не выполняет обязанностей, возложенных на нее Основным законом и иными законами.
- при необходимости территория земель может меняться, земли имеют право объединяться, выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются референдумами в заинтересованных землях.
Основной закон ФРГ закрепляет распределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём в то же время объединены преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства
Однако общественная
жизнь регулируется большой частью
федеральными законами. Смысл в том,
что согласно Основному закону, необходимо
стремиться к выравниванию жизненных
условий во всех федеральных землях
Германии, которые определяются социальной
и экономической политикой
Социальная и экономическая сферы общественной жизни регулируются главным образом федеральными законами. В данном аспекте германское федеративное государство схоже с централизованным.
Кратко идеи по реформированию федерализма можно сформулировать так:
1. Присвоение
каждому уровню своих
2. Сокращение
«горизонтального выравнивания»
3. Отмена смешанного финансирования;
4. Уменьшение
законодательной компетенции
5. Существенное
ограничение права вето
Поиски более
эффективной модели федерализма
осложняются в ФРГ тремя
США
Федерализм в Америке
Америка является одним из наиболее ярких примеров стран с реальной федеративной структурой. Федерализм имеет глубокие корни в истории Америки. А началось все с принятия Конституции 1787 года, на тот момент Америка насчитывала всего лишь 13 штатов, считается, что именно в этом году произошло преобразование из конфедерации в федерацию. У Конституции в то время было много противников, тем не менее она была ратифицирована. Конечно, в большей степени федерализм являлся достаточно условной схемой. Но надо не забывать, что он также был и традицией и важной чертой американской правовой культуры. Но не смотря не на что американцы все еще (в основном) продолжают жить по Конституции 1787 года. За 200 лет в нее было внесено 14 поправок. На сегодняшний день это, несомненно, самая древняя из всех действующих конституций, которая пережила многие моменты. Конечно, федерализм потерпел некоторые изменения.
Соединённые
Штаты Америки состоят из 50 штатов,
являющихся равноправными субъектами
федерации, столичного федерального округа
Колумбия и зависимых территорий.
Американский федерализм основан на
принципе равноправия штатов. Все
они обладают одинаковым набором
государственно-правовых признаков
и правомочий. Союз не вправе устанавливать
преимущества одним штатам в ущерб
другим. Также стоит отметить,
что в Конституции и
Общенациональное
правительство заседает в
Информация о работе Особенности федеративного устройства в РФ, ФРГ и США