Особенности федеративного устройства в РФ, ФРГ и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 20:46, доклад

Описание работы

Россия — самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации, отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей, а также многочисленные национальные (этнические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как территориальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение, как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.

Файлы: 1 файл

Doklad Конституционное право.docx

— 25.39 Кб (Скачать файл)

Особенности федеративного устройства в РФ, ФРГ и США.

Российская  Федерация

Россия — самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации, отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки коренных наций и народностей, а также многочисленные национальные (этнические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как территориальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение, как в его структуре, так и в содержании федеративных отношений.

Вторая общая  и не менее важная особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (обще территориальные) и национальные (национально-территориальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., субъектами Российской Федерации считались только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие политико-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским населением. Это особенно важно в связи с тем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики.

Третья общая  особенность современного российского  федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с первых месяцев после октября 1917 г., его реальное становление и развитие приходятся лишь на последнее десятилетие. Утверждавшиеся все больше во второй половине 20-х — начале 30-х гг. командно-административные методы управления, сверх централизация и тоталитарный режим постепенно свели на нет даже те ограниченные элементы реального федерализма, которые успели зародиться в первый послеоктябрьский период. Тоталитаризм оказался абсолютно несовместимым с подлинным федерализмом и свел его к квази федерализму, к фактическому унитаризму, прикрываемому декларативными конституционными нормами и лозунгами о федерализме, суверенитете союзных республик и праве их свободного выхода из СССР, самоуправленческих правах автономий, праве народов на самоопределение и свободном их развитии. Длительное развитие российского «федерализма» в условиях тоталитаризма и сегодня накладывает свой негативный отпечаток на процесс становления демократического федерализма в современной России. По существу, этот процесс берет свое начало лишь с Декларации о суверенитете РФ (1990) и особенно с Федеративного договора (1992) и Конституции РФ 1993 г. Несмотря на многое сделанное с тех пор, еще несравнимо большее предстоит сделать, включая принятие конституционных и иных федеральных законов по вопросам федерализма. Еще больше необходимо сделать в области практической реализации устоев и норм подлинного федерализма в различных сферах государственной и общественной жизни.

Четвертая важная общая особенность современного российского федерализма связана с тем, что исторически РСФСР возникла и длительное время развивалась как не договорная, а конституционная федерация на базе автономии, что само по себе серьезно суживало (даже формально) самостоятельность субъектов федерации по сравнению, например, с субъектами союзного государства — СССР, усиливало проявление централистских тенденций и сближало такой федерализм с унитаризмом. Без учета этого фактора трудно понять многое из того, что происходит сегодня в России с процессом становления подлинного федерализма. Лишь после Федеративного договора РФ стала превращаться, на наш взгляд, из конституционной в конституционно-договорную федерацию, что нашло, в частности, свое дальнейшее проявление в заключении за последние пять лет около полусотни договоров о конкретном разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами ее субъектов.

Пятая общая особенность. Современный российский федерализм, необходимость его сохранения и дельнейшего развития опирается прежде всего на учет трех объективных моментов: огромных размеров территории страны; многонациональности структуры и состава ее населения; большого разнообразия условий и возможностей развития различных регионов. В этих объективных параметрах федерализм выступает у нас не просто как одна из возможных форм политико-территориальной организации государства, а как оптимальная и даже как единственно возможная в данных конкретных условиях демократическая форма такой организации. Подлинный федерализм в таких условиях является действенным способом практической реализации демократии в данном вопросе.

В настоящее  время реальный российский федерализм представляет собой территориальную  форму демократии, строгое разграничение  функций и собственности между  федеральной и региональной властями, все большая передача властных функций  и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование  средств.

В России сложилась специфическая  федеративная система, которой присущи  следующие черты:

 – смешанный  этнотерриториальный характер построения  федерации;

– асимметричность  масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов  проживающего в них населения;

  – неравенство  статусов субъектов федерации  (различия между республиками  и “простыми губерниями”, наличие  субъектов федерации, входящих  одновременно в состав других  субъектов);

 – экономическая,  социальная и политическая дифференциация  регионов, которые значительно отличаются  друг от друга по условиям  жизни и труда граждан, по  степени эффективности социальной  инфраструктуры, по удельному весу  и роли демократических институтов  и процедур, по уровню политической  активности и характеру политических  предпочтений электората;

 – дотационность  большинства субъектов федерации,  а следовательно, их зависимость  от субвенций федеральной власти;

– провинциальный централизм, т.е. воспроизводство (в  ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений центр  – регионы;

 – самовластие  региональных элит, меньший, чем  в центре, контроль за их деятельностью  со стороны гражданского общества  и правовых институтов;

 – неоправданно  высокая роль субъективного фактора,  когда личные качества главы  региона и его персональные  связи в центре во многом  определяют отношение федеральных  властей к региону и тем  самым – социальное и экономическое  положение проживающих в нем  граждан.

Учет перечисленных  особенностей российского федерализма  представляет собой непременное  условие позитивного решения  проблем, связанных с совершенствованием взаимоотношений центр – регионы  в публичной сфере.

 

 

 

 

Особенности ФРГ

Черты, характеризующие федерацию Германии:

- немец в  любой земле имеет равные права; 

- конституционный  строй земель должен соответствовать  конституционному строю ФРГ, основным  принципам республиканского, демократического, социального государства; 

- государство  стремится к обеспечению единого  уровня жизни на всей территории  земель;

- в высших  учреждениях федерации должны  использоваться в надлежащем  соотношении чиновники из всех  земель;

- все учреждения  федерации и земель должны  оказывать друг другу взаимную  правовую и административную  помощь;

- федерация  и каждая земля раздельно ведут  финансовые расходы;

- возможность федерального принуждения земли к выполнению каких – либо действий в случаях, если земля не выполняет обязанностей, возложенных на нее Основным законом и иными законами.

- при необходимости территория земель может меняться, земли имеют право объединяться, выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются референдумами в заинтересованных землях.

Основной  закон ФРГ закрепляет распределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём в то же время объединены преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства

Однако общественная жизнь регулируется большой частью федеральными законами. Смысл в том, что согласно Основному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных  условий во всех федеральных землях Германии, которые определяются социальной и экономической политикой государства.

Социальная и экономическая сферы общественной жизни регулируются главным образом федеральными законами. В данном аспекте германское федеративное государство схоже с централизованным.

Кратко идеи по реформированию федерализма можно  сформулировать так:

1. Присвоение  каждому уровню своих налоговых  полномочий; переход всех земель  в статус «солидных финансовых  единиц»;

2. Сокращение  «горизонтального выравнивания»  земельных бюджетов;

3. Отмена  смешанного финансирования;

4. Уменьшение  законодательной компетенции федерации  в пользу земель путём ограничения  полномочий центра такими сферами,  как оборона, правопорядок, права  человека, внешняя политика и  «рамочное» регулирование вопросов  экологии, экономики и социальной  политики;

5. Существенное  ограничение права вето Бундесрата. Общие принципы администрирования  в землях были изъяты из  тем законопроектов, требующих обязательного  одобрения Бундесрата.

Поиски более  эффективной модели федерализма  осложняются в ФРГ тремя факторами: обострением противоречий между  бедными и богатыми землями, наличием конкурирующих проектов крупных  политических партий и потребностями  европейского федерализма, вынужденного учитывать как опыт государств с  централизованным управлением (Англия и Франция), так и опыт федераций (ФРГ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

США

Федерализм  в Америке

Америка является одним из наиболее ярких примеров стран с реальной федеративной структурой. Федерализм имеет глубокие корни  в истории Америки. А началось все с принятия Конституции 1787 года, на тот момент Америка насчитывала  всего лишь 13 штатов, считается, что  именно в этом году произошло преобразование из конфедерации в федерацию. У Конституции  в то время было много противников, тем не менее она была ратифицирована. Конечно, в большей степени федерализм являлся достаточно условной схемой. Но надо не забывать, что он также  был и традицией и важной чертой американской правовой культуры. Но не смотря не на что американцы все  еще (в основном) продолжают жить по Конституции 1787 года. За 200 лет в нее  было внесено 14 поправок. На сегодняшний  день это, несомненно, самая древняя  из всех действующих конституций, которая  пережила многие моменты. Конечно, федерализм потерпел некоторые изменения.

Соединённые Штаты Америки состоят из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Американский федерализм основан на принципе равноправия штатов. Все  они обладают одинаковым набором  государственно-правовых признаков  и правомочий. Союз не вправе устанавливать  преимущества одним штатам в ущерб  другим.  Также стоит отметить, что в Конституции и законодательстве США отсутствуют подробные нормы  о порядке образования новых  штатов и, соответственно, не допускает  формирования или учреждения новых  штатов в пределах юрисдикции любого другого штата, то есть гарантирует  территориальную целостность штатов. Вместе с тем американские штаты, как и субъекты федерации в  других странах, являются лишь государство подобными образованиями, не обладая статусом суверенного государства. Это проявляется в том, что Конституция и законы Союза обладают верховенством в любом штате, территория штатов является составной частью территории США, штаты не вправе устанавливать таможенные и иные сборы и пошлины на своих границах, а также в одностороннем порядке выйти из состава США. Тем самым Конституция США гарантирует государственную целостность Союза.

 Общенациональное  правительство заседает в Вашингтоне, а другие штаты имеют свое  правительство, ответственное за  свое население и территорию. Внутри своих сфер они являются  вполне суверенными — то есть  имеют возможность осуществлять  полный контроль. Во многом штаты  повторяют структуру федерального  управления. Все они имеют свои  собственные конституции (Конституция  США (ст.6) устанавливает, что конституции  штатов должны соответствовать  федеральной Конституции и что  законы федерации обладают верховенством  по отношению к законам штатов, также Конституция достаточно  жестко разграничивает исключительные  предметы ведения федерации и  штатов (ст.1 разделы 8, 9, 10), законодательные  собрания (кроме Небраски), которые   имеют двух палатную структуру  и которые состоят из Палаты  представителей штата и  Сената  штата. Также все они имеют  главу исполнительной власти (хотя  он и именуется губернатором, а не президентом), срок полномочий  обычно 2 или 4 года, они имеют достаточно  широкие полномочия и руководящие  всей исполнительно-распределительной  деятельностью органов штатов, они  подписывают законы штатов и  имеют право отлагательного вето, являются главнокомандующими национальной  гвардией. Однако в отличие от  президента США губернатор не  назначает всю администрацию  штата. Некоторые должностные  лица — казначей, атторней и  др. — могут избираться непосредственно  гражданами. Но и в этом случае  губернатор координирует их деятельность  и в какой-то мере руководит  ими. В каждом штате имеется  система местного самоуправления. Наиболее распространенные муниципальные  единицы, на которые делится  штат, — графства и города. Каждый  штат имеет также и свою  собственную судебную систему,  кабинет министров, персонал чиновников  и массу административных учреждений. Штаты обладают широкими полномочиями  в области управления образованием, здравоохранением, землепользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного порядка, организации и проведения выборов, определения системы местного самоуправления и др. Конечно, суверенитет штатов имеет и свои, четко очерченные границы.  Общенациональное (федеральное) правительство более могущественно, на него работает гораздо большее количество людей, оно получает в свой бюджет большие суммы в виде налогов и большее количество этих денег тратит. Только Вашингтон обладает правом посылать и принимать послов, чеканить деньги, только ему принадлежат ракеты и авианосцы, только он может заставить экономику «звучать нефальшиво». С другой стороны, федеральное правительство не имеет права на арест за превышение скорости движения, не дает разводов, не заверяет завещаний; оно не принимает местные законы; оно не может лишить права выкупа закладных и не привлекает к судебной ответственности за ограбление бензоколонки. Оно не выполняет большую часть обычной, повседневной работы права.

Информация о работе Особенности федеративного устройства в РФ, ФРГ и США