Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:02, курсовая работа
Целью данной курсовой является исследование иудейского права. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- изучить происхождение, основные этапы развития иудейского права; характер, черты источников права; принципы иудейского права;
- рассмотреть особенности форм права;
- рассмотреть понятие, виды источников иудейского права;
- изучить правовую доктрину как основной источник иудейского права.
Введение…………………………………………………….3
Глава 1. Становление сущности иудейского права……..4
1.1 Происхождение, основные этапы развития иудейского права…………………………………………………………4
1.2 Характер, черты источников права……………………8
1.3 Принципы иудейского права………………………….12
Глава 2. Особенности форм права………………………..14
2.1 Понятие, виды источников иудейского права………14
2.2 Правовая доктрина как основной источник иудейского права………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………21
Список используемой литературы………………………..24
По мере своего развития иудейское право постепенно приобретало письменный, характер и освобождалось от свойственных ему прежде «иррациональных особенностей». Согласно заключению специалистов в области иудейского права уже примерно к 100г. «иррациональная» техника добывания судебных доказательств была заменена «рациональным способом правового мышления» и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции иудейского права священные писания, отражавшие в себе многовековую человеческую мудрость, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные «небесные пророчества» в системе источников иудейского права они приобрели доминирующий характер и постепенно вышли на первый план.
Высокая значимость письменных источников иудейского права - священных писаний, как свидетельствует история, проявлялась самыми различными путями и постоянно сохранялась по все последующие времена.
Имеется в виду прежде всего Библия.10 Она представляет собой «сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н. э. -II в, н. э», включая мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи различных, отражающих в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения, норм.
По своей структуре Библия распадается на две основные составные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли священные Книги, «которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предызображали» и Новый Завет, состоящий из Книг, которые «возникли уже после пришествия в мир Спасителя». Ветхий и Новый Завет складывается из Книг, которые делятся на главы, а последние в свою очередь - на стихи.
В силу того, что иудейская религия
признает в качестве священных книг только
книги Ветхого Завета, последний зачастую
называют «еврейской Библией». В христианской
богословской литературе все ветхозаветные
книги в зависимости от их характера и
содержания подразделяются на три основные
группы: книги «законоположительно-
В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, так же как и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого подразделения и название этих групп книг разное. Так, в первую группу входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой.11 В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея (Тора) выступает традиционно в качестве самостоятельного источника права.
Во вторую группу священных книг иудеи относят ранние более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы книг - Небиим, Наконец, к третьей группе книг, согласно иудейской классификации, относятся все остальные священные книги под общим названием - Кетубим.
По свидетельству экспертов в области иудейского права до II в. до н.э. Пятикнижие Моисея (Тора) рассматривалось как одна книга позднее, «вероятно, по техническим причинам» книгу Моисея разделили на пять книг (свитков) с общим названием Пятикнижия. Каждая из них отличалась не только своим названием, но и содержанием.
Второзаконие, отмечают профессиональные толкователи Библии, «не есть кодификация каких-либо новых в отношении к изложенным в Книгах Исход, Левит, Числа законам постановлений». Оно представляет собой «нравственно-назидательное воспроизведение, в большинстве случаев, тех же законов, что записаны в означенных книгах». В юридической литературе Второзаконие зачастую рассматривается как самостоятельный источник иудейского права.
Особое внимание во Второзаконии уделяется таким регуляторам религиозной и обычной повседневной жизни иудеев, как заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди устанавливающие обязанности человека перед богом и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.
Не менее важное значение во Второзаконии, наряду с заповедями, авторами Библии и ее толкователями придается многочисленным и весьма разнообразным постановлениям и законам.
С помощью «законов и постановлений» в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни и деятельности людей.
Своего рода процессуальные нормы закрепляли порядок сбора и представления в суде свидетельских показаний и иных необходимых для принятия судебного решения материалов и доказательств. В частности, устанавливалось, что «если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть».
Подобного рода процессуальные нормы закрепляли также порядок ответственности и порядок исполнения различных наказаний.
Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, включая естественно и те из них, которые составляют содержание Второзакония, в исследовательской литературе нередко называются «Законами завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию исходивших от иудейского Бога Яхве, фактически является пророк Моисей.
Однако, как бы там ни было, Законы Моисея в системе иудейского права всегда существовали и существуют и вместе с другими источниками или видами права формируют его религиозный характер и содержание.
2.2 Правовая доктрина как
Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно — и как писания богословов, и как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.
На ранних стадиях развития иудейского права доктрина играла решающую роль. Поэтому, как не без оснований утверждает профессор 3. Фальк, изучая иудейское право с момента его зарождения, мы должны обращать внимание прежде всего именно на «литературные источники», в которых содержатся различные идеи, положения и взгляды, оказавшие на него доминирующее влияние. В этот период, констатирует автор, «ни государство, ни другие социальные структуры не играли решающей роли в процессе формирования норм иудейского права и институтов». Эту роль выполняли «труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей, и правоприменителей».
По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов.12 Однако доктрина как источник иудейского религиозного права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права (такими, например, как доктрина «благоразумия») она продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.
Заключение
Следует отметить, что по сравнению с другими религиозными правовыми системами становление и развитие иудейского права сопряжено с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений.
Проблема периодизации иудейской общественно-политической и правовой жизни далеко не проста и не маловажна для понимания сущности и выполняемой иудейским правом роли в жизни еврейского сообщества. Наиболее распространенными критериями периодизации процесса становления и развития правовой системы являются не столько «чисто» юридические, сколько «смешанные» с правовыми социально-политические критерии.
Необходимость поддержания и сохранения чистоты иудейской веры и вместе с тем религиозная нетерпимость в этот период обусловливались наряду с сугубо религиозными также и социально-экономическими причинами, ибо религиозные догматы и постулаты выступали и как стержень, главное звено иудейской религии, и как основа всего государственно-правового и общественного мироздания древних евреев.
Необходимо подчеркнуть преимущественно императивный характер иудейского права, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права.
Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отношению к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу.
Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юридическими обязанностями в системе иудейского права являются обязанности, связанные с непременным соблюдением религиозных праздников. В священных книгах и писаниях – источниках иудейского права – особое внимание уделяется субботе. Субботний день считается освященным самим Богом и должен быть посвящен молению Богу.
Нужно обратить внимание на многофункциональный характер иудейского права, проявляющийся в том, что оно выполняет не только стандартные функции, свойственные любой правовой системе (регулятивные, воспитательные и др.), но вместе с тем имеет и свои собственные, только ему присущие, специфические функции.
Следует учесть ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран. В отличии от ранних стадий своего развития и от других правовых систем современное иудейское право не имеет прямого регулятивного воздействия на все общественные отношения, возникающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного регулятивного воздействия в настоящее время – это система отношений, являющихся объектом регулирования при посредстве норм семейного права, прежде всего система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов. Кроме того, иудейское право регулирует отношения, касающиеся иудейского религиозного милосердия и богослужения, а также вопросы бракосочетаний и разводов «иностранных евреев», проживающих в Израиле.
Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере компенсируется распространением его на евреев, проживающих в других странах. Здесь также идет речь о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков.
Список используемой литературы
1. Пилкингтон С. М. Иудаизм /Пер. с англ. Е. Г. Богдановой./ М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008.
2. Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье, 2010.
3. Беленький М. Р. Что такое Талмуд. Очерк истории. – М., 1970.
4. Элон М. Еврейское право. – СПБ, 2009.
5. Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / Под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2010.
6. Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. – М: МГИМО, 2009.
7. Бачинин В. А. О Моисеевом законе и декалоге как источнике современного права // Военно-юридический аппарат. 2008. № 12.
8. Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 1. Ветхий Завет // Пер. с англ. СПб, 2007.
9. Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека и религия: Хрестоматия. М., 2011.
10. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы (в извлечениях). М., 2006.
11. Государство Израиль // Страны мира: краткий политико-экономический справочник. – М., 2003.
12. Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле. – М., 2009.
13. Мировой опыт государственно-церковных отношений. – М.: РАГС, 2009.
14. Пучков П.И. Современная география религий. – М., 2003.
15. Гутман Э. Политическая система Израиля. – Телль — Авив, 1976.
16. Карасова Т.А. Правящая элита Израиля. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. – М., 2009.
1Элон М. Еврейское право. – СПБ, 2009. С.73.
2 Пилкингтон С. М. Иудаизм /Пер. с англ. Е. Г. Богдановой./ М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. С. 135.
3Пилкингтон С. М. Иудаизм /Пер. с англ. Е. Г. Богдановой./ М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. С. 137.
4 Гутман Э. Политическая система Израиля. – Телль — Авив, 1976. С.188.
5Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. – М: МГИМО, 2009. С.96.
6О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы (в извлечениях). М., 2006. С. 111.
7 Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека и религия: Хрестоматия. М., 2011. С. 239.
8 Элон М. Еврейское право. – СПБ, 2009. С. 78.
9Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 1. Ветхий Завет // Пер. с англ. СПб, 2007. С. 51.
10 Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека и религия: Хрестоматия. М., 2011. С. 241.
11 Бачинин В. А. О Моисеевом законе и декалоге как источнике современного права // Военно-юридический аппарат. 2008. № 12. С. 18.
12 Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье, 2010. С. 117.