Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 14:47, курсовая работа
Цель и задачи исследований. При подготовке и написании данной курсовой работы, автор поставил перед собой следующую основную цель -раскрыть то, что представляет собой шариат на самом деле, показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты, изучить традиции, культуру и права исламского народа.
Задачами исследований указанной выше проблемы являются:
- раскрытие природы мусульманского права;
- изучение основных источников мусульманского права;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЧЕРТЫ И ПОНЯТИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 6
Глава II. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА 12
Глава III. СОВРЕМЕННОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО 18
Глава IV. ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ИСЛАМЕ 26
Хадд считалось умышленное и тайное хищение, а открытое присвоение чужого имущества не наказывалось столь строго. Для наказания кражи отсечением руки само похищенное имущество должно отвечать ряду требований. Так, его стоимость не должна быть ниже определенного минимума, который. согласно выводам различных толков, устанавливался в сумме от ¼ до 1 динара. При наличии первой кражи преступник наказывался отсечением правой руки. За вторую кражу, по общему мнению, полагалось отрубить левую ногу. В случае совершения аналогичного преступления в третий раз шафииты требовали отрубить левую руку, а в четвертый - правую ногу. Однако, согласно выводам большинства толков, начиная с третьей кражи преступник наказывался по усмотрению судьи, которому рекомендовалось выбрать лишение свободы либо смертную казнь, если вор не исправляется. При участии в краже нескольких лиц все они несут одинаковую ответственность.
К числу наиболее опасных преступлений мусульманско-правовая теория относит прелюбодеяние -внебрачные половые отношения, за которые следует наказание хадд. Особая общественная опасность данного преступления по мусульманскому праву обусловлена тем, что оно посягает на одну из основных охраняемых законом ценностей - продолжение рода, угрожая одновременно устоям морали и интересам семьи. Коран предусматривает строгую и определенную меру наказания за это преступление: «Прелюбодея и прелюбодейку - побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих".
Резко отрицательное отношение ислама к употреблению спиртных напитков, объясняется тем, что такое действие посягает на интеллект, представляющий собой одну из защищаемых исламом ценностей и без которого немыслима вера в Аллаха. Вместе с тем, порицая в ряде своих стихов употребление алкогольных напитков, Коран не предусматривает определенного наказания за этот грех.
Вероотступничество, язычество и богохульство представляют собой разновидности одного преступления - измены исламу, по поводу которого мусульманские ученые-юристы занимают несовпадающие позиции. Согласно наиболее распространенному взгляду, оно относится к правонарушениям, за которые мусульманским правом установлена строго определенная мера наказания и которое влечет смертную казнь.
В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Причем мусульманское право отдает явное предпочтение показаниям мужчин. В Коране по этому поводу говорится: "И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то- мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут... ". Толкуя данное положение священной книги и конкретизируя его на основе сравнения с многочисленными преданиями о высказываниях Пророка, ученые юристы пришли к выводу, что по преступлениям, за которые мусульманское право предусматривает строго определенные меры наказания, принимаются свидетельские показания только мужчин- четырех по прелюбодеянию или двух по иным деяниям, представляющим наибольшую опасность для общины верующих.
Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далеко идущие правовые последствия.
Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на "права Аллаха", среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступление мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многих случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Данная отрасль мусульманского права предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали, то есть, в качестве правовых нередко выступают религиозно - ритуальные или моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой "грех", связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.
Законодательство многих государств предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время Рамадана15. Кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность ежедневной пятикратной молитвы, а мужчинам запрещается работать и даже находиться в женских учебных заведениях. А специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с так называемой моральной деградацией, могут применять наказания за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Раньше религиозный характер таких норм проявлялся в том, что они, как правило, распространялись только на мусульман. Однако сейчас, как показывает практика, данные нормы имеют определенные требования и к лицам, принадлежащим к иным вероисповеданиям.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены процесс возникновения и формирования мусульманского права, а также была дана характеристика источников и выделены основные черты мусульманской правовой системы.
Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.
Мусульманское право имеет четыре источника: Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету; Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников; Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов; Кияс – рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.
Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.
Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы, как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран.
В целом, мусульманское право и его идеология еще могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.
По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точек зрения.
Список литературы
1 Л. Р. Сюкияйнен. Шариат: религия, нравственность, право. Государство и право. 2010. № 8. с. 121.
2 Давид, Р. Основные правовые системы современности /пер. с фр. И вступит ст. В.А. Туманова. – М.: Прогресс, 2010. – 495 с.
3 Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 2011. – 325 с.
4 Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. М.: Издательство НОРМА, 2012. – 480 с.
5 Давид, Р. Основные правовые системы современности – М.: Прогресс, 2010. – 495 с.
6 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 2010. стр. 216
7 Расулула Мухаммад. Коран. Переводчик: Магомед-Нури Османов Издательство: Диля 2010г.
8 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 2010. стр. 100- 101
9 Воробьев М.В. Ислам и семья. – М., 2010.
10 Рене Д., Жоффре-Спинози К. Правовые системы современности. – М.: Международные отношения, 2011, с. 318.
11 Садагдар М.И. Основы мусульманского права. – М., 2010.
12 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений: изд-во Юрист, М., 2011. – 435 с.
13 Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М. Учебник для юридических вузов. — М.: Издательство "Зерцало", 2011. — 560 с.
14 Рукайя Максуд. Религии мира. Ислам. Москва, 2012.
15 Рамадан - месяц обязательного для мусульман поста и один из пяти столпов ислама. В течение месяца рамадан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Пост начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца.
Информация о работе Особенности мусульманского права в современном мире