Особенности становления российского централизованного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 01:59, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. История возникновения единых государств является одной из центральных тем исторической науки. Это объясняется тем, что многие явления новой истории уходят своими корнями далеко в средневековье. Тема данной работы напрямую связана с одним из важнейших вопросов европейской истории – преодолением феодальной раздробленности и возникновением централизованных государств. Разнообразие путей становления государственности вызывает неугасающий интерес ученых. Одним из ярких вариантов централизации является формирование Российского государства на основе объединения русских земель вокруг Москвы. Этот вопрос закономерно принадлежит к числу ключевых в отечественной исторической науке. Многогранность темы требует самых разнообразных подходов к ее изучению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ ОБРАЗОВАНИЮ централизованНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА……………….5
Глава 2. ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..8
2.1. Первый этап ( конец XIII – середина XIV вв)…………………..8
2.2 Второй этап (1гг.)…………………………………………..11
2.3 Третий (завершающий) этап становления единого государства (1462 – 1521 гг)……………………………………………...13
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ…………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННой литературы……………………………..23

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 104.36 Кб (Скачать файл)

В 1510 г. бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода в 1348 г. Псковская республика прекратила свое существование. После присоединения Пскова часть его бояр и купцов была переселена оттуда в центральные земли.

В 1514 г. в результате третьей подряд войны с Литвой, в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск, население которого открыло ворота московским войскам. Смоленску Василий III дал жалованную грамоту, сохранившую элементы самостоятельности в суде и в администрации.

Наконец, в 1521г, перестало существовать давно уже находившееся в фактическом подчинении Москвы Рязанское княжество.

Окончательная точка в длительном процессе объединения северо-западных и северо-восточных русских земель в едином Российском государстве была поставлена Василием III. Объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность.[17]

С конца ХV в. стал употребляться термин "Россия".

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

В период централизации глава государства носил титул великого князя. Царем именовался ордынский хан, чем подчеркивалось его верховенство над Русью.

В XV веке реальный объем власти московского государя постоянно возрастал, и за долго до получения официальной независимости государства источники, относящиеся к XV веку, называют его "царем и самодержцем". Падение Византии создало условия для возвеличивания роли московского государя как преемника византийского императора. После бегства ордынского войска на Угре завершилось становление независимости Руси. Перед государственной властью встал вопрос с придании ей атрибутов, достойных повелителя православного востока. Брак Ивана III с племянницей византийского императора Софьей Палеолог укрепил сознание исторической преемственности от Византии.

3 февраля 1498 г. Иван III впервые в  русской истории венчал в Московском  Успенском соборе внука Дмитрия  на великое княжение. Венчание  подняло авторитет государя, который рассматривал свою власть выше власти европейских королей. После смерти отца (1505 г.) его сыну Василию III (1гг.) Москва впервые перешла без деления на уделы. Василий успешно боролся с феодальным сепаратизмом. Царский титул в его правление служил установлению равноправия Руси с другими государствами в международных отношениях. Хотя после его смерти боярская оппозиция вновь подняла голову, остановить объективный процесс укрепления монархической власти было нельзя.[18]

В феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление было слабо расчленено, теперь же появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей. Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть над феодальной знатью.

Особыми клятвенными грамотами бояр заставляли присягать на верность великому князю московскому. Последний стал налагать "опалы" на бояр, удаляя их от своего двора, и тем самым от высших ступеней, государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев.

Поскольку объединительный процесс в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства, замедленного развития городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Феодалы располагали громадными богатствами, землями, промыслами, иногда небольшими городами.[19]

Крупную феодальную организацию представляла собой церковь с системой суда и управления. Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войском, состоявшим из служилых людей-дворян. После смерти Ивана восстановились уделы в Московском княжестве, что являлось одним из проявлений прежней автономии. Во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства шла острая борьба группировок знати.

Новая система иерархии облекалась в форму местничества-порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки Рюриковичей и выходцев из Литвы Гедиминовичей.

Политическим строем Российского государства стало самодержавие с Боярской думой и боярской аристократией. При великом князе сложился постоянно действующий совет знати - Боярская дума. Ее члены назначались великим князем на основе местнических правил.

Первоначальное количество бояр было небольшим (около 20 человек) . Вторыми по старшинству думными членами были окольничии, далее - думные дворяне, позднее появились думные дьяки - представители растущей правительственной администрации. Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела. Формулой решения были слова: "великий князь указал, и бояре приговорили" В последствии круг участвующих в решении государственных вопросов сословий расширился за счет дворянства и верхушки купечества. Это произошло в середине ХVI в. и воплотилось в практике Земских соборов.

На решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению, на практике церковные деятели не всегда выступали лишь советчиками и помощниками великого князя порой они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви великокняжеская власть.[20]

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость создания специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами.

В старинных органах дворцового управления начали образовываться особые ведомственные "столы", управляемые дьяками. Позже они развились в приказы, когда определенная группы вопросов стала поручаться ("приказываться") какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих.

Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы неразделенной судебной и административной власти. Для обеспечения приказов им нередко давались в управление отдельные города и уезды, где они собирали в свою пользу налоги и пошлины. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные.

Границы деятельности приказов нередко бывали весьма противоречивыми. Например, финансовые дела делились между приказами Большого дворца, Большого прихода и другими. Были территориальные приказы "чети". С присоединением новых территорий возникли Казанский, Сибирский и другие приказы, ведавшие всеми делами на определенной территории.

Для управления в уездах - бывших самостоятельных землях, княжествах или уездах - назначались на некоторый срок бояре-наместники. В помощь им посылались по волостям волостели, а для выполнения судебных функций - приставы и доводчики. Единого принципа административно-территориального устройства не было.

Уезды делились на станы, станы - на волости, а иногда и наоборот. В некоторых случаях существовало деление на земли - трети и четверти.[21]

За выполнение судебно-административных функций наместники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу "корм", подобно тому как в Древней Руси по "Русской правде" существовал "покон вирный". Такая форма управления на практике легко приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков. В 1497г. был принят свод законов нового объединённого государства Судебник. Он должен был объединить судебные системы разных русских княжеств. Фактически Судебник был основан на "Русской правде". Основное отличие состояло в том, что Судебник понимает под преступлением не только моральное оскорбление, или материальный урон имуществу, личности - это, главным образом, нарушение установленных властью норм. Появляются новые преступления - крамола (заговор) против государя и государства, должностные преступления, в том числе посул (взятка должностному лицу). Смертная казнь применялась часто, могла быть заменена помилованием государя. Очень широко применялось членовредительство в качестве наказания: урезание ушей, носа, клеймение и пр. Штрафы были самым лёгким наказанием и полагались за лёгкие преступления (оскорбление).

Судебная система включала в себя: суд наместников Великого князя, приказной суд, суд Боярской Думы и самого великого князя. Судебное следствие имело несколько стадий, закреплённых в Судебнике: опрос свидетелей, вызов ответчиков в суд, присяга, ордалии (доказательство своей правоты путём поединка), применение очных ставок, пыток.

Немаловажным аспектом, затронутым в общерусском своде законов, является начало юридического оформления крепостного права: сроки ухода крестьянина от владельца ограничивались двумя неделями в году (до и после Юрьева дня 26 ноября). Началось освоение новых земель. Наиболее реальным направлением было восточное (это в наибольшей степень проявилось при Иване IV). Труд черносошных крестьян был добровольным, принципиально отличался от работы на землевладельца. У Поморских крестьян был совершенно иной менталитет: они любили труд, работая только на себя. Вольномыслие не нужно было самодержавной власти с зачатками деспотизма. Поэтому эта власть законом стала "прикреплять" крестьян к земле помещиков, за которыми впоследствии стал закрепляться статус опоры государя и государства.[22]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рождение Российского государства происходило в кровавых схватках внутренних усобиц, в жестком противостоянии большинству соседей. Россия обретала свое место в мире в изнурительной борьбе с Большой Ордой, Казанским, а с начала XVI века и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством. Своеобычность нарождавшейся российской государственности определялась тремя важнейшими в геополитическом измерении обстоятельствами:

1. Протяженность и распахнутость легко доступных границ. На востоке, юге, западе Россия попеременно враждовала с государствами кочевников, полукочевников и оседлых обществ, притом сильнейшими в регионе. Противостояние ратям "дочерей" Золотой Орды и одновременно европейски организованным армиям с запада сильно влияло и на социально - политические структуры, и на организацию военного дела в России.

2.Отчетливо проявился конфессиальный компонент международного противостояния. В десятилетия, когда Россия стремительно вовлекалась в широкие политические, социальные, экономические, культурные контакты, прежде всего с европейскими странами, резкая конфессиальная обособленность русского православия заметно влияла на формы и интенсивность таких связей.

3. Российское централизованное  государство стало таковым, лишь  сбросив экономическую и политическую  зависимость от Орды

Возникновение единого Российского государства имело большое историческое значение. Ликвидация перегородок на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.

Единое Российское государство основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось прежде всего на рост крепостничества в деревне и городе. Светские и духовные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и горожане как сословия были еще относительно слабо развиты. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Чисто феодальными методами великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране.

Однако и политическое единство страны находилось долгое время под угрозой ввиду далеко не преодоленной еще экономической раздробленности страны, порождавшей антицентрализаторские устремления феодальных группировок. В борьбе против укрепления великокняжеской власти эти группировки опирались на свои немалые материальные силы.

Одним из результатов деятельности централизованного государства также является процесс полного закрепощения крестьян. Вот некоторые из основных стадий:

-  судебник Ивана III - ограничение права перехода от одного феодала к другому;

-  судебник Ивана IV - переход крестьян возможен теперь только в Юрьев день;

-  заповедные лета - невозможность перехода крестьян в определенные года;

-  писцовые книги - содержали данные о принадлежности крестьян и горожан, а также позволяли установить количество доходной земли у помещика и размер сборов с нее;

-  указ 1597 года - устанавливал 5-летний срок розыска беглых крестьян; который затем был увеличен до 15 лет;

-  соборное уложение 1649 - все крестьяне становились собственностью феодала, горожане не имели права покидать посад;

Бесспорно, историческое значение образования централизованного Российского государства велико:

-  завершается период феодальной раздробленности;

-  прекратились феодальные междоусобицы;

-  появились благоприятные условия для развития экономики и культуры;

-  свергнуто золотоордынское иго и укреплена обороноспособность государства (было создано постоянное военное войско);

-  вступление в состав России избавило народы от набегов воинственных соседей;

-  ускорился процесс закрепощения крестьян;

-  возник мощный бюрократический и военный аппарат – опора самодержавной власти;

-  начинается массовая насильственная христианизация народов;

-  сформулирована идея, оставшаяся неизменной на протяжении нескольких столетий: идея богоизбранности государя;

-  вырос международный авторитет.

Таким образом, централизация Русского государства отразилась и на аппарате государственного управления, и на русском праве, что способствовало его развитию в прогрессивном направлении.

Информация о работе Особенности становления российского централизованного государства