Отомрёт ли государство в будущем с развитием общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Содержание работы

1. Отомрёт ли государство в будущем с развитием общества
2. Правовое и тоталитарное государства.
3. Правовое государство в оде А.С. Пушкина «Вольность»
4. Ответственность государство и личности
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Правоведение контр. работа.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Правоведению.

Вариант №6.

 

 

 

 

Преподаватель  Мансуров Г.З.

Студент Еременко М.В.

Специальность – Национальная экономика.

Группа  – ЭПБ 10 Ек

 

 

 

 

Екатеринбург

2011


 

Оглавление

1. Отомрёт ли государство  в будущем с развитием общества

2. Правовое и тоталитарное государства.

3. Правовое  государство  в оде А.С. Пушкина «Вольность»

4. Ответственность государство и личности

5. Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там,  тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Возникновение государства- это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.

Государство есть особая организация  политических сил, находящихся у  власти.

Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность  публичной власти в государстве  состоит в том, что она принадлежит  лишь экономически государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается  на особые отряды вооруженных людей  – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.

На содержание публичной  власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения  собираются налоги, которые  были известны родовому строю.

Во-вторых, разделением подданных  не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей и т.д.) под  защитой их стен селилось торгово-ремесленное  население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.

Причины и основные закономерности образования  государства были едиными для  всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования  государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или  иные государства. Классической формой является возникновение государства  в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоение на антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть  на примере Афинского государства. Впоследствии по этому пути шло формирование государства и у других народов, например у славян. Возникновение  государства у афинян является в  высшей степени типичным примером образования  государства вообще, потому что оно , с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего  или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика – возникает непосредственно из родового строя, и,  наконец, потому, что на достаточно хорошо известны все существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются  и родовая аристократия и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в федеральное государство. Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовым характеризуется государство, которое во  всей  своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение  прав  и  свобод человека.  Для  создания  правового  государства  недостаточно  одного   его провозглашения, оно должно  фактически  сложится  как система гарантий  от беспредельного   административного   вмешательства   в    саморегулирующееся гражданское  общество,  от  попыток  кого  бы  то  ни  было   прибегнуть   к неконституционным методам осуществления власти.  Правовое  государство-  это высокий уровень авторитета  государственности,  реальный   режим  господства права, обеспечивающий все права человека  и  гражданина  в  экономической  идуховной  сферах.

Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Истоки идей о тоталитарном государстве  следует искать в трудах легистов, Платона, Томаса Мора, Жан-Жака Руссо, других социалистов, Гегеля, Ницше, Маркса и  др. Имея многовековую историю, тоталитарные идеи могут реализоваться на практике с созданием необходимых для  этого мировоззренческих, психологических, социально-политических и других предпосылок.

В истории прослеживаются три основные разновидности тоталитарного государственного устройства:

1) Коммунистический (советского типа), который предполагает полное  уничтожение частной собственности,  а значит, и всякой автономии  личности, абсолютную власть государства. Эта разновидность более всего выражает основные черты этого строя;

2) Фашизм (Италия 1922 г.), тяготеющий  к установлению твердой государственной  власти, организующей общество, обеспечению  коллективной идентичности на  культурной или этнической почве.  Тоталитарные черты здесь выражены  не в полной мере;

3) Национал-социализм (Германия 1933 г.), имеющий родство с фашизмом  и коммунизмом: общие (схожие) формы организации тоталитарной  партии и государства, место  класса занимает нация, вместо  классовой ненависти – ненависть  национальная и расовая.

Все тоталитарные государства так или иначе примыкают к этим трем разновидностям, хотя внутри каждой группы имеются свои существенные различия.

Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живучим. Он использует многие гуманистические  идеи и эгалистские устремления низших слоев, низменные инстинкты человека, страх индивида перед конкуренцией, личной свободой и ответственностью. Тоталитарная система обладает высокой способностью мобилизации ресурсов и усилий для достижения узко ограниченных целей. Она эффективна в периоды войн, а ее живучесть объясняется подавлением оппозиции.

И все же тоталитаризм – исторически  обреченный строй. Поле его действия ограничено самой его сущностью, временем и пространством. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее, главным образом, за счет богатых природных ресурсов и (или) сверхэксплуатации подавляемого большинства населения. Это закрытое общество, не приспособленное к глубокому качественному обновлению, его адаптация ограничена идеологическими догмами. Тоталитарная модель общества покоится на ошибочных теоретических постулатах и отрицании таких достижений человеческой цивилизации, как рынок, конкуренция, свобода личности. Она враждебна гуманистической культуре и нравственности, несовместима с развитием личности, свободой и творчеством, уважением человеческого достоинства.

 

 

Сравнительная таблица  правового и тоталитарного государства.

 

 

 

Правовое государство

 

Тоталитарное  государство

  1. Верховенство закона

1.Полная монополизация власти тем или иным политическим лидером.

  1. Разделение властей.

2.Стремление к ликвидации многопартийности, установлении господства одной политической партии в обществе

  1. Гарантия прав и свобод личности

3. Создание широких общественно-политических движений, обеспечивающих ей массовую социальную поддержку.

  1. Взаимная ответственность государства и личности.

4.Государственно направляемый террор, посредством которого существующая власть стремится добиться всеобщей лояльности граждан.

  1. Социальная и юридическая защищенность личности;

5.Насаждение в обществе одной, единственно верной идеологии.

  1. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

6.Пропаганда, информационное обеспечение населения носят централизованный государственный характер

  1. Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

7.Стремление к созданию замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем государства.

  1. Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
 
  1. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

 

  1. Внешний и внутренний суверенитет государства;
 
  1. Единство прав и обязанностей граждан.
 
  1. Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
 
  1. Наличие развитого гражданского общества;
 

 

 

 

3. «Вольность» не только заглавие первого самого значительного стихотворения Пушкина, написанного после Лицея. Это как бы оглавление и всех послелицейских его стихов. Главной идеей времени была вольность. С нее, с «Вольности», и начал только-только сам вырвавшийся на волю из школы, из Лицея, из монастыря, юноша Пушкин. Собственное личное ощущение столь желанной и наконец обретенной свободы эмоционально насыщало общую идею  «Вольности». «Вольность» Пушкина часто сопоставляют с радищевской «Вольностью» и справедливо указывают на определенность, категоричность и, так сказать, четкую политическую программность «взрослого» радищевского произведения сравнительно с «юной» cам Пушкин в конце жизни отметит эту связь («вслед Радищеву») в черновом варианте «Памятника», но откажется от него, может быть, не только из-за цензуры. Он восславил свободу «вслед Радищеву», но не так, как Радищев. Хотя «не так» еще не означает, что восславил слабее или меньше. Он восславил свободу уже по-пушкински, то есть в известном смысле больше и сильнее. Не случайно ключевое место в пушкинской оде в отличие от радищевской занял образ поэта, истинное значение которого, в свою очередь, раскрывается в соотнесённости с образом «возвышенного галла» - носителя подлинного, лишенного односторонности духа свободы. Но может быть, лучше всего комментирует это стихотворение, именно потому, что хорошо объясняет принцип свободы вообще, то, что говорил когда-то Гете о свободе Шиллера: «Через все творения Шиллера проходит идея свободы, и эта идея всякий раз принив1ала иные формы, по мере того как Шиллер менялся сам, продвигаясь вперед по пути культуры. В юности его волновала физическая свобода, и он ратовал за нее в своих сочинениях. Пушкин утверждает, что лишь закон должен главенствовать в жизни, он один может служить залогом справедливости и счастья народов.

    

 

 

   4. Взаимная ответственность государства и личности - самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.  
     Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.  
     «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Кон-ституции Российской Федерации.  
     Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:  
     1) ответственность правительства перед представительными органами;  
     2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;  
    3) импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц) и т.п.  
     Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.  
     На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.  
     Виды юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы:  
     — уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии суголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, — лишение свободы и т.д.);  
     —административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т.п.);  
     — гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки);  
     — дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; налагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных категорий — дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);  
     — материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей).  
     Таким образом, отношения между государством и личностью должны быть партнерскими и осуществляться на основе взаимной ответственности.

Информация о работе Отомрёт ли государство в будущем с развитием общества