Парламент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:41, доклад

Описание работы

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.
Принципы деятельности Национального собрания Республики Беларусь
Деятельность Национального собрания основывается на принципах:
демократичности;
гласности;
разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
верховенства права и законности;
приоритета общепризнанных принципов международного права;
равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;
свободного обсуждения и принятия решений;
участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.

Файлы: 1 файл

Парламент.docx

— 27.08 Кб (Скачать файл)

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Национальное собрание состоит  из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Принципы деятельности Национального собрания Республики Беларусь

Деятельность Национального собрания основывается на принципах:

демократичности;

гласности;

разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

верховенства права и законности;

приоритета общепризнанных принципов  международного права;

равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;

свободного обсуждения и принятия решений;

участия граждан в решении и  обсуждении вопросов государственной  жизни.

Состав палат Национального  собрания

Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном  Конституцией Республики Беларусь и  иными законами Республики Беларусь.

Совет Республики является палатой  территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Выборы проводятся в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Срок полномочий Национального собрания

Срок полномочий Национального  собрания – четыре года. Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Полномочия палат Национального  собрания начинаются со дня первого  заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и  заканчиваются в день открытия первого  заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.

Досрочное прекращение  полномочий палат Национального собрания

Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно в случае:

отказа в доверии Правительству Республики Беларусь;

выражения вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;

двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;

систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции  Республики Беларусь – на основании  заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

прекращения полномочий Совета Республики.

Полномочия Совета Республики могут  быть прекращены досрочно в случае:

систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции  Республики Беларусь – на основании  заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

прекращения полномочий Палаты представителей.

Решения по вопросам досрочного прекращения  полномочий палат Национального  собрания принимает Президент Республики Беларусь не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат Национального собрания.

Палаты Национального собрания не могут быть распущены:

в период чрезвычайного или военного положения;

в последние шесть месяцев полномочий Президента Республики Беларусь;

в период решения палатами Национального  собрания вопроса о досрочном  освобождении от должности или смещении с должности Президента Республики Беларусь;

в течение года со дня первого  заседания каждой из палат Национального собрания.

Компетенция Национального собрания

Компетенция Национального собрания реализуется посредством осуществления  представительных, законодательных  и иных полномочий палат Национального  собрания, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания осуществляют свои полномочия в формах и пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

Палаты Национального собрания при взаимодействии с другими  государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, иными организациями самостоятельны в пределах своих полномочий.

Решения палат Национального собрания

Палата представителей принимает  решения в форме законов и  постановлений по вопросам и в  порядке, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом  и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Совет Республики принимает решения  в форме постановлений по вопросам и в порядке, предусмотренным  Конституцией Республики Беларусь, настоящим  Законом и Регламентом Совета Республики Национального собрания.

Решения палат Национального собрания считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство  от полного состава палат Национального  собрания, если иное не предусмотрено  Конституцией Республики Беларусь, частями  пятой–седьмой настоящей статьи.

Большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания принимаются:

Конституция Республики Беларусь;

законы о внесении изменений  и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

законы о введении в действие законов о внесении изменений  и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

законы о толковании Конституции  Республики Беларусь;

законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь (программные законы);

законы, возвращенные Президентом  Республики Беларусь со своими возражениями для повторного рассмотрения и голосования, в случае преодоления этих возражений;

законы о внесении изменений  и (или) дополнений в закон, отдельные  положения которого возвращены Президентом  Республики Беларусь со своими возражениями для повторного рассмотрения и голосования, в случае преодоления этих возражений.

Палата представителей по требованию Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства  Республики Беларусь принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей законы, по которым согласительными  комиссиями, созданными палатами Национального  собрания, не приняты согласованные тексты проектов законов.

Большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания принимаются также решения:

о досрочном освобождении от должности  Президента Республики Беларусь;

о смещении с должности Президента Республики Беларусь;

об отмене временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона.

Формы деятельности палат Национального собрания

Работа Палаты представителей осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний  с Советом Республики, парламентских  слушаний, деятельности постоянных и  временных комиссий, других органов  Палаты представителей, депутатских  групп, депутатов в Палате представителей, избирательных округах, а также  в иных формах в соответствии с  законодательством Республики Беларусь.

Работа Совета Республики осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний  с Палатой представителей, парламентских  слушаний, деятельности постоянных и  временных комиссий, других органов  Совета Республики, членов Совета Республики, а также в иных формах в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Порядок и формы участия  палат Национального собрания в международном сотрудничестве

Палаты Национального собрания осуществляют сотрудничество с парламентами иностранных государств, международными парламентскими и иными международными организациями в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь, настоящим  Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь и регламентами палат Национального собрания.

Для осуществления контактов с  парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями  палатами Национального собрания из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики в порядке, установленном регламентами палат  Национального собрания, могут формироваться  постоянно действующие делегации и рабочие группы.

Депутаты Палаты представителей и  члены Совета Республики могут также  делегироваться соответственно Палатой  представителей (Советом Палаты представителей), Советом Республики (Президиумом  Совета Республики) в состав объединенных постоянно действующих делегаций  и рабочих групп Национального  собрания, представляющих Национальное собрание при осуществлении двусторонних либо многосторонних парламентских  контактов или в международных парламентских организациях.

Деятельность официальных делегаций  и рабочих групп Палаты представителей и Совета Республики в международных парламентских организациях осуществляется согласно уставам (регламентам) этих организаций в пределах предоставленных этим делегациям и группам полномочий.

Законодательство о деятельности палат Национального собрания

Палаты Национального собрания в своей деятельности руководствуются  Конституцией Республики Беларусь, настоящим  Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь, а также регламентами палат Национального собрания.

Статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом  Республики Беларусь от 4 ноября 1998 года «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 35, ст. 516), иными законодательными актами Республики Беларусь. Отдельные вопросы их деятельности могут регулироваться регламентами палат Национального собрания, иными актами законодательства Республики Беларусь.

Законотворческая деятельность

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам  Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в  количестве не менее 50 тысяч человек  и реализуется в Палате представителей.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных  средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо, по его поручению, — Правительства.

Президент либо, по его поручению, Правительство имеют право вносить  предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

По требованию Президента либо, с  его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесённый  Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или  приняты Президентом либо Правительством.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено  Конституцией, вначале рассматривается  в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой  представителей и одобрения Советом  Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в  Совет Республики, где могут рассматриваться  не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.

Закон считается одобренным Советом  Республики, если за него проголосовало  большинство от полного состава  Совета Республики, либо если в течение  двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным — десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших  разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Если согласительной комиссией  не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению  Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение.

Информация о работе Парламент