Патестарная теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:25, доклад

Описание работы

Современная трактовка причин появления государства опирается на достижения исторической, археологической, этнографической и других наук и получила название потестарной или кризисной теории.
В соответствии с потестарной теорией человеческое общество прошло

Файлы: 1 файл

Отличия Потестраной.docx

— 24.18 Кб (Скачать файл)

                           «Отличия Потестраной (кризисной) теории

                        происхождения государства от  других теорий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Подготовила Фролова Анна СП-111

 

 

Современная трактовка причин появления  государства опирается на достижения исторической, археологической, этнографической  и других наук и получила название потестарной или кризисной теории.

В соответствии с потестарной теорией человеческое общество прошло два этапа своего первобытного существования — этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. На первом этапе люди жили родовой общиной, т.е. в основе социальной организации первобытнообщинного общества лежали родственные отношения, а главным принципом был принцип эгалитарности (полного действительного равенства) членов общины в социальном смысле. Этому обществу были присущи властные институты — власть предводителя, совета старейшин. Главными способами формирования этих институтов были выборность, сменяемость, а путь к лидерству определялся авторитетом, личными качествами того или иного члена общины. В целом же все вопросы жизни родовой общины решались членами сообща.Переход к этапу производящей экономики был обусловлен преимущественно факторами экологического характера — неблагоприятными изменениями климата, исчезновением многих растений и животных, которые употреблялись первобытным человеком в пищу (период «неолитической революции»). Постепенный переход к производящей экономике изменил образ жизни общины: появились новые управленческие функции, произошло становление нового типа трудовой деятельности. Развитие земледелия вызвало необходимость регламентации и учета трудового вклада каждого члена общины, участия в создании общественных фондов, распределении произведенного продукта, образовании семенного и резервного фондов и др. Лидер в общине становится главным распределителем произведенного продукта, контролером и регулятором всего процесса производства, а со временем он отрывается от основной массы общинников и в силу своего положения получает возможность присваивать себе прибавочный продукт. Со временем он становится и обладателем собственности. С усложнением производства наряду с лидером появляется слой советников, администраторов, чиновников, т.е. группы организаторов производства, возникают первичные предгосударственные (протогосударственные) структуры, которые первоначально выполняют общественно полезные функции, действуют в интересах всей общины. В этот период еще отсутствует эксплуатация, а лишь существует разделение труда между управляемыми и управляющими.Однако постепенно материальные богатства накапливаются у управляющих, происходит расслоение общества, качественное изменение его социальной структуры, утверждается новая организация его жизни — зарождаются государства.Сначала, на раннем этапе, возникают города-государства, где выделяются военачальники, жрецы, канцеляристы, отлученные от общественного производства. Возникает аппарат принуждения, усиливается тенденция к накоплению материальных благ, возникает частная собственность. Администрация, лидер государства становятся частными собственниками, что приводит к значительной дифференциации общества и по социальному положению, и по интересам. Власть приобретает политический характер, так как нацелена на регулирование различных интересов, которые неодинаковы у разных групп населения. Такое регулирование и осуществляет государство, выступающее своеобразным арбитром в уравновешивании разнообразных и нередко противоположных интересов и потребностей.Согласно современной теории происхождения государства, не частная собственность привела к расколу общества на классы, как считали классики марксизма, а сама частная собственность возникла в недрах уже классового оформленного общества. Большинство народов обрело свою государственность именно таким путем. Европейская же модель возникла позже.Таким образом, современная точка зрения на генезис государства позволяет сделать следующие выводы.Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике, вызванного изменениями материальных условий жизни общества, необходимостью учета вклада каждого общинника в работу, распределения произведенных продуктов, организации ирригационных работ и др. Оно не навязывается извне. Раннеклассовое государство защищало интересы всего общества, всех его слоев. Классовая природа государства определилась лишь со временем, после появления классов и стремления некоторых из них поставить государство на службу интересам данного класса.Становление и развитие классов и государства идет параллельно. Не только классы вызвали появление государства, но и государство стимулировало появление классов — особого слоя учетчиков, «управленцев», осведомленных о традициях, обычаях общества, обладавших умением организовывать земледельческое производство, передающих эти знания и должности по наследству. В возникновении государства на определенном этапе сыграл большую роль экологический фактор («неолитическая революция»). Процесс государствообразования у различных народов не идет одинаково и прямолинейно, он знает попятные и возвратные процессы, подвержен не только объективному, но и субъективному воздействию, в том числе случайностям.

 

Сравним ее с:

  1. Теологической теорией происхождения государства.

Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов "тео" - бог и "логос" -учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла.Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным

сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об

обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что

государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это

придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту  теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.

Данная теория имеет хождение в современный период, в частности  в учении богословов

Различаи:

А. Теологическая теория «объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла.», а из потестарной теории следует «государство не было навязано обществу из вне. Оно возникает объективнов силу внутренней потребности организации жизни…»

Б. В отличие от потестарной теории теологическая теория Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле.

 

  1. С договорной теорией происхождения государства.

Договорная, или  естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в

V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория

основывалась на двух главных  положениях: 1) до возникновения государства  и права люди жили в

условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате

заключения общественного договора.

К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583- 1645), главное сочинение

которого "О праве войны  и мира"; Т. Гоббс (Англия, 1588-1677), взгляды  которого отражены в

труде "Левиафан";

Дж. Локк (Англия, 1632-1704), изложивший свою позицию в работе "Два  трактата о правлении";

Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712-1778), написавший сочинение "Общественный договор"; А.Н. Радищев

(Россия, 1749-1802).

Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние

человечества до возникновения  государства. Так, Т. Гоббс считал, что  люди находились в

положении "войны всех против всех" и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне,

договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования

государства люди жили хорошо ("золотой век" человечества), обладали прирожденными

(естественными) правами  и свободами. Однако после появления  частной собственности возникло  социальное неравенство. По мнению  Ж.Ж. Руссо, государство - изобретение  богачей, которые

обманом уговорили бедных объединиться в государство, якобы  в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные  интересы.

Представители договорной теории считали договор предпосылкой для  образования государства, хотя такого рода договор как документ не был  обнаружен, тем не менее общепризнано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения.

Договорная теория вобрала  достижения выдающихся мыслителей почти  за 200 лет.

Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ

источником государственной  власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются

лишь уполномоченными  народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться

перед ним. Во-вторых, носит  демократический характер, поскольку исходит из того, что права и

свободы человека принадлежат  ему от рождения, люди равны между  собой и каждый из них ценен

для общества. В-третьих, впервые  порвала с религиозной трактовкой причин возникновения

государства и опиралась  на достоверные исторические факты, в частности на договоры между

отдельными феодальными  городами и приглашаемыми для  управления князьями и иными

правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов.

А.  данная теория отличается от потестарной теории тем, чт о по ее пониманию « государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага.» т.е одномоментно, а потестарная теория гласит : «Образование государства шло постепенно и не было одномоментным актом»

Б. «В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав.»  а из потестраной теории мы знаем,что раннеклассовое государство защищало интересы всего общества, всех его слоев»


Информация о работе Патестарная теория