Патриархальная теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 12:32, реферат

Описание работы

В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства. Я хочу рассказать про одну из основных теорий происхождения государства — патриархальную.

Содержание работы

Введение……………………………….………………………………………...3
Патриархальная теория…………………………………………………………4
Заключение…………………………….………………………………………...7
Список использованных источников………………………………………......8

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

Юридический факультет

Кафедра теории государства и права и конституционного права

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Теория государства и права»

Патриархальная  теория

 

 

 

      

                                                                                 Руководитель работы

канд. юрид. наук, доцент

                                                                          _______________ Воронина И.А. 

                                                                             «_____» _______________ 2013

                                                                                 Исполнитель  

                                                                                 студент гр.13Юр(б)-1

                                              _______________ Зверян Г.М.

«_____» ________________ 2013

 

 

 

 

 

 

Оренбург

2013

Содержание

Введение……………………………….………………………………………...3

Патриархальная теория…………………………………………………………4

Заключение…………………………….………………………………………...7

Список использованных источников………………………………………......8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них  лежат взгляды и суждения различных  групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные  экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процесс  возникновения, становления и развития государства.  Я хочу рассказать про одну из основных теорий происхождения  государства — патриархальную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Патриархальная теория

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н. э.). Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

     В Китае  эту теорию государства как  большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора («сына неба») он уподоблял  власти отца, а отношения правящих  и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших  и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во  всем старших. Правители же  должны заботиться о своих  подданных, как о детях.

     В более  современную эпоху ее развил  английский ученый - Роберт Филмер. Р. Филмер (ХVII в.) в работах "Патриарх" и «Патриархия, или Естественная власть короля» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

      Позднее  идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России — Николаем Михайловским (1842-1904).

     Суть патриархальной  теории в том, что, по мнению  ее авторов, государство возникает  по модели семьи (то есть, государство  - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных  семей). Государство возникает из  разрастающейся из поколения  в поколение семьи.

     Следовательно,  власть правителя (короля) является  продолжением отцовской власти  в семье, Согласно патриархальной  теории:

   - монарх является  отцом всего народа;

   - благосостояние  общества невозможно без королевской  (отцовской) заботы;

   - король действует  во благо подданных, охраняет  и защищает их (как отец членов  семьи);

   - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

   - подданные обязаны  чтить короля и подчиняться  ему, как члены семьи отцу.

     К достоинствам  патриархальной теории можно  отнести то, что она:

   1) Способствует сплочению  общества; уважению, почитанию государственной  власти;

   2) культивирует дух  родства, братства, взаимосвязанности  членов общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства  и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

1) В семье существуют  действительные родственные связи,  в то время как весь народ  (несмотря на наличие определенной  общности) вряд ли правильно объявлять  родственниками;

   2) Монарх - представитель  публичной власти, отделенной от  народа, и его власть имеет  иную основу, чем власть отца  в семье (отец действительно  является основателем рода, монарх  же, если и основатель, то государства,  а не народа; монарх не является  родственником подавляющего большинства  населения; зачастую монарх призывается  из другого государства и вообще  не имеет кровнородственной связи  с управляемым государством; власть  отца неформальна и непосредственна,  власть монарха сильно формализована,  сопровождена церемониалом, осуществляется  опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);

   3) Вряд ли можно  считать государство прямым продолжением  семьи еще и потому, что оба  эти института зарождались постепенно  и почти в одно и то же  время в процессе разложения  первобытно общинного строя. Данная  теория отражает одну из сторон  общественной жизни - реально  существовавшую в период родового  строя - концентрацию власти в  руках старейшин и вождей. Однако  она имеет и ряд существенных  пробелов. Так, исторической наукой  установлено, что патриархальная  семья появляется вместе с  государством как результат разложения  родового строя. К тому же  государство и семья выполняют  в обществе различные функции:  если главной функцией семьи  являются воспроизводство рода  и совместное потребление, то  государственная власть призвана  решать иные задачи (обеспечивать  безопасность населения, сглаживать  возникающие в обществе конфликты  и др.).

Отношения отца с членами  семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства  уподобляются отношениям монарха с  подданными. Монарх должен, подобно  отцу семейства, заботиться о своих  подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать  его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так  как структура современной государственности  возникла не сразу, а развивалась  от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем представители  данной доктрины упрощают процесс происхождения  государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются  соответственно с категориями «государь», «подданные». Главной функцией семьи  является воспроизводство рода и  совместная жизнь. А государство  призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству  историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно  с возникновением государства в  процессе разложения первобытнообщинного  строя.

                                                                                                                     

 

 

 

Заключение

Данная теория получила современное  звучание в идее государственного патернализма, т.е. заботы государства о своих  гражданах и поданных в случае неблагоприятной ситуации — болезни, безработицы, инвалидности и т.д. Позитивным в патриархальной теории является то, что ее сторонники, например Н. Михайловский, призывали устранять из жизни  все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это  возможно только в обществе, построенном  по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь  семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Правитель  продолжает и в новом качестве относиться к поданным как к своим  детям, а не как к чужим.

  Эта теория позволяет  установить в обществе порядок  в результате подчинения «воле  отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.

   Недостаток же  патриархальной теории заключается  в том, что она не может  объяснить такой факт: если государство  — это единая семья, то почему  люди воюют между собой, почему  происходят революции, если власть  отца изначально непоколебима?

  Я считаю, что патриархат  является основополагающей структурой  практически всех современных  обществ, ведь он имеет наиболее  устойчивую форму в развивающихся  странах с традиционным укладом  жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

  1. Л.А. Морозова «Теория государства и права», 2008г.

 

  1. М.Н. Марченко «Теория государства и права», 2-е издание, 2013г.

 

  1. В.В. Лазарева «Общая теория права и государства», 3-е издание, 2001г.

 

  1. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов «Теория государства и права», 1997г.

 

  1. И.Л. Андреев «Происхождение человека и общества», 1988г.

 

 

 

 


Информация о работе Патриархальная теория