2) граждане, ставшие инвалидами
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС;
3) граждане, принимавшие
участие в ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской
АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на
эксплуатации Чернобыльской АЭС
и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные
из зоны отчуждения и переселенные
(переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие
в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие
в зоне проживания с льготным социально-экономическим
статусом;
8) граждане, постоянно проживающие
в зоне отселения до их переселения
в другие районы;
9) граждане, занятые на
работах в зоне отселения (не
проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в
добровольном порядке на новое
место жительства из зоны проживания
с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены
семей граждан
К нетрудоспособным членам
семьи относятся члены семьи, указанные
в пункте 3 части первой статьи
29 Закона Российской Федерации
"О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС", а также дедушка
и бабушка умершего кормильца, если они
достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно
мужчины и женщины) либо являются инвалидами,
при условии отсутствия лиц, которые в
соответствии с законодательством Российской
Федерации обязаны их содержать;
Порядок назначения пенсий
Порядок назначения и выплаты
пенсий в соответствии с ФЗ № 173 «О трудовых
пенсиях в РФ» и с ФЗ № 166 «О государственном
пенсионном обеспечении в РФ» детально
регулируется в следующих актах:
- Правила обращения за пенсией,
назначения пенсий, перерасчета размера
пенсий, перехода с одной пенсии на другую
в соответствии с вышеуказанными Федеральными
законами. Утверждаемые Министерством
Труда и ПФ РФ от 2002 г. № 17/19 пб.
- Перечень документов необходимых
для установления трудовой пенсии. Утвержденный постановлением
Министерством Труда и ПФ РФ от 2002г. №
16/19 па.
- Правила выплаты пенсий. Утверждены
постановлением Министерством Труда и
ПФ РФ от 2004г. № 15п/18
Процедура назначения пенсий.
Подготовка к обращению за пенсией
содержит в себе этап сбора необходимого
пакета документов.
Обращение за пенсией содержит
в себе этап направления заявления о назначении
пенсии и пакета документов в территориальный
отдел пенсионного фонда.
Прием заявления и документов
органом пенсионного фонда состоит из
нескольких этапов:
- Проводится проверка правильности
оформления заявления и соответствия
изложенных фактов;
- Сличаются подлинники с копиями
и фиксируются выявленные расхождения;
- Регистрируется заявление гражданина
и выдается регистрационного уведомления,
в котором указана дата приема заявления,
перечень недостающих документов и сроки
их предоставления;
- Истребование от юридических
и физических лиц документов необходимых
для назначения выплаты пенсий;
- Оформляется выписка из индивидуального
лицевого счета застрахованного лица,
на основании сведений индивидуального
персонифицированного учета (ИПУ) в системе
пенсионного страхования;
Рассмотрение документов так
же состоит из нескольких этапов:
- Оценка содержащимся сведениям
и соответствие данным ИПУ
- Проверка обоснованности выдачи
документов и их соответствие сведениям
ИЛС
- Принятие мер по факту предоставления
документов не соответствующих действительности.
В случае удовлетворения заявления
о назначении пенсии, заявителя уведомляют
об этом письмом, затем заводят на него
пенсионное дело.
В случае отказа в удовлетворении
заявления о назначении пенсии, отдел
ПФ обязан в пятидневный срок уведомить
об этом заявителя, с указанием причины
отказа.
Граждане могут обращаться
за пенсией в любое время после возникновения
права на нее, без ограничения каким-либо
сроком, путем подачи соответствующего
заявления непосредственно либо через
представителя. Заявление о назначении
пенсии по старости может быть принято
территориальным органом ПФР и до наступления
пенсионного возраста гражданина, однако
не ранее чем за месяц до возникновения
права на эту пенсию;
граждане, осужденные к лишению
свободы, обращаются за установлением
пенсии в территориальный орган ПФР по
месту нахождения исправительного учреждения,
в котором они отбывают наказание, через
администрацию этого учреждения;
в тех случаях, когда лицо, которому
назначается пенсия, является несовершеннолетним
или недееспособным, заявление подается
по месту жительства его родителя (усыновителя,
опекуна, попечителя). При этом, если родители
(усыновители) ребенка проживают раздельно,
то заявление подается по месту жительства
того из родителей (усыновителей), с которым
проживает ребенок. В том случае, если
законным представителем несовершеннолетнего
или недееспособного лица является соответствующее
учреждение, в котором несовершеннолетнее
или недееспособное лицо пребывает, заявление
подается в территориальный орган ПФР
по месту нахождения этого учреждения.
Несовершеннолетний, достигший 14 лет,
вправе обратиться за назначением пенсии
самостоятельно.
Граждане подают заявление
о назначении трудовой пенсии по старости
по месту нахождения пенсионного дела
получателя пенсии;
При личном обращении за назначением
пенсий считается день приема органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение,
соответствующего заявления со всеми
необходимыми документами;
при пересылке указанного заявления
по почте таким днем считается дата, указанная
на почтовом штемпеле организации федеральной
почтовой связи по месту отправления данного
заявления, но при условии, если к заявлению
приложены все необходимые документы.
В случае, если к заявлению приложены
не все необходимые документы, то орган,
осуществляющий пенсионное обеспечение,
дает лицу, обратившемуся за трудовой
пенсией, разъяснение, какие документы
он должен представить дополнительно.
При этом предусмотрено, что в случае,
если такие документы будут представлены
не позднее чем через три месяца со дня
получения соответствующего разъяснения,
то днем обращения за трудовой пенсией
(частью трудовой пенсии по старости) считается
день приема заявления о назначении трудовой
пенсии или дата, указанная на почтовом
штемпеле организации федеральной почтовой
связи по месту отправления данного заявления.
Согласно Федеральному закону
от 15 декабря 2001 года № 166 «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» порядок начисления и размер
пенсий для каждой категории граждан свой.
Вывод
Самым крупным из социальных внебюджетных
фондов является Пенсионный, осуществляющий
свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Положением о Пенсионном
фонде для государственного управления
пенсионным обеспечением. Сегодня в России
пенсию получают 38,3 млн. человек. В рамках
программ социальной защиты оказывается
адресная материальная помощь престарелым
и нетрудоспособным гражданам. На выплату
пенсий и пособий населению используется
основная часть всех средств Пенсионного
фонда.
В настоящее время в деятельности Пенсионного
фонда существуют определенные проблемы,
в частности минимальный размер пенсий
по отношению к прожиточному минимуму
нетрудоспособного населения неуклонно
снижается. Вариант уменьшения этого разрыва
за счет увеличения поступлений в Пенсионный
фонд РФ также не является оправданным,
так как увеличение страховых тарифов,
прежде всего, повлияет на деятельность
законопослушных работодателей, численность
которых будет неуклонно снижаться. Тариф
страховых взносов на цели пенсионного
обеспечения и так достаточно высок, что
может привести к неблагоприятному соотношению
численности плательщиков страховых взносов
и пенсионеров.
Поэтому, на сегодняшний день назрела
необходимость реформы пенсионной системы,
в рамках которой минимальный размер пенсии
был бы доведен до уровня прожиточного
минимума, размеры пенсий дифференцировались
в зависимости от прошлого трудового вклада
пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями
в Пенсионный фонд РФ, в составе единого
социального налога были бы ограничены.
Пенсионному обеспечению более 100 лет.
За это время в мировой практике разработаны
различные модели пенсионных систем. Социальная
модель предоставляет пенсионерам определенный
минимум средств независимо от трудового
вклада: стажа работы, уровня оплаты, суммы
страховых взносов и т.д. Другие модели
пенсионной системы считаются трудовыми
пенсиями. Первая устанавливает зависимость
величины пенсии от трудового стажа, оплаты
труда, суммы страховых платежей. Вторая
предполагает формирование пенсии по
накопительному принципу: страховые взносы
зачисляются на пенсионный счет в лицензированную
финансовую компанию, которая для увеличения
этих средств размещает их на финансовом
рынке.
По
накопительной системе каждый человек
формирует пенсию сам, т.е. его взносы идут
не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный
счет специализированной страховой компании.
Государство лишь контролирует деятельность
компании и обеспечивает правовые гарантии
для пенсионных накоплений.
Для развития отечественной пенсионной
системы требуется создать новую институциональную
базу, что предлагает определение макроэкономических
пропорций и механизмов перераспределения
для каждого института пенсионной системы
на основе установления Федеральных социальных
стандартов. При этом должно быть обоснование
оптимальной доли валового внутреннего
продукта, используемое на пенсионное
обеспечение, как в целом, так и по отдельным
пенсионным институтам на долгосрочную
перспективу с учетом совершенствования
механизмов, их связи с системой заработной
платы и доходов, условиями найма и возрастом
выхода на пенсию. Здесь государство должно
проводить активную политику в сфере занятости
в создании рабочих мест, поощрении малого
бизнеса, разработку действенных механизмов
делегирования полномочий региональных,
государственных структур гражданского
общества, повышение открытости прозрачности
информационного обеспечения.
Список литературы
1. Захаров М.Л., Тучкова
Э.Г. Право социального обеспечения России:
Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2005.
2. Полонский Ю. Пенсионный
фонд Российской Федерации (России).
Порядок уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами: Комментарий.
- М.: Издательство "Ось-89", 2003.
3. Соловьев А.А. Оформление
пенсий: Методические указания. - М.:
Издательство "Приор", 2004.
4. Соловьев А.К. Финансовая
система государственного пенсионного
страхования в России: Монография.
- М.: Издательство "Финансы и статистика",
2005.