Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:10, контрольная работа
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий, внедрение их во все сферы жизни общества и государства, сделали жизнь человека прозрачной для государства и общества. Новые технологии, с одной стороны, существенно упростили сбор, обработку, хранение, передачу персональных данных, а с другой стороны, создали очевидные угрозы их незаконного оборота, нарушений прав личности.
Поэтому в современном информационном обществе защита права человека на неприкосновенность частной жизни имеет первостепенное значение.
ПКЗ «Информационное право» 2010-2011
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
(кафедра)
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Студент Колпакова Е.А. | |
Группа 09457 | |
Дата 15.05.2012 | |
Преподаватель Годованный А.В. | |
Новосибирск 2012г.
Протокол проверки:
Дата проверки |
|
Оценка |
|
Комментарии преподавателя |
|
Тема 6. Персональные данные как особый институт охраны прав на неприкосновенность частной жизни.
Введение
Развитие информационно-
Поэтому в современном информационном обществе защита права человека на неприкосновенность частной жизни имеет первостепенное значение.
Особым институтом права на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизации и развития новых информационных технологий является институт персональных данных.
Очевидно, что человек как социальный элемент, находящийся постоянно в отношениях с другими людьми, организациями, органами власти, не может не сообщать о себе персональные данные, оставаясь инкогнито в этих отношениях. В каких-то ситуациях он сам определяет, какие персональные данные ему сообщить, а в каких-то (чаще всего, в отношениях с государством), он вынужден сообщать требуемые персональные данные, для того, чтобы взамен государство обеспечило его права, предоставило услуги.
В этих условиях гражданин Российской Федерации вправе рассчитывать, что государство обеспечит защиту его права на неприкосновенность частной жизни, гарантированного статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданину Российской Федерации право вести свою жизнь по собственному усмотрению при минимальном постороннем вмешательстве в нее. Это право касается личной, семейной и домашней жизни, физической неприкосновенности и духовной свободы личности, его чести и достоинства, необходимости не допускать, чтобы человека представляли в ложном свете, сохранения в тайне не имеющих отношения к делу неблагоприятных фактов, неразрешенной публикации частных фотографий, защиты от незаконного использования частной переписки, защиты от раскрытия информации, предоставленной или полученной на условиях конфиденциальности.
Среди множества законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты персональных данных особое место занимает Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", который явился итогом многолетней работы законодателей, правозащитников, предметных специалистов, проводимой с целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Понятие персональных данных
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных", персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В состав персональных данных подлежат включению также сведения, связанные с поступлением на работу (службу), ее прохождением и увольнением; данные о супруге, детях и иных членах семьи обладателя, данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи, данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки), образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное), жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения), источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию)1.
«Другой информацией» (персональными данными) будут считаться сведения о выбираемых читателем книгах, которые собираются в базе библиотеки, использующей электронную форму заказа и читательские билеты со штрихкодом. Биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность) включают отпечатки пальцев, результаты анализа ДНК, сетчатку глаза, атавизмы, различные отклонения в развитии и др.»2
Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты. Включение персональных данных в разряд конфиденциальных сведений направлено на предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в личную жизнь гражданина.
Действующие в отношении них
ограничения снимаются при
Представленные в качестве динамичной монолитной категории, персональные имеют достаточно четкое внутреннее структурирование. Формирование в их составе ряда самостоятельных групп сведений обусловлено необходимостью их повышенной правовой защиты. В этой связи принято различать:
1) общедоступные персональные
К разряду общедоступных
Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает, что требование о конфиденциальности информации не распространяется применительно к персональным данным в случаях, прямо оговоренных федеральным законом. Следует отметить, что в настоящее время ни один из действующих федеральных законов не содержит прямого указания на возможность свободного использования конфиденциальной информации;
2) биометрические персональные
данные, характеризующие
3) персональные данные
При этом следует отметить, что Федеральный закон «О персональных данных» не проводит принципиальных различий относительно внутреннего содержания персональных данных, представляя последние в качестве единого самостоятельного объекта правовой защиты. Подход такого рода вполне объясним целями, сформулированными разработчиками рассматриваемого нормативного акта, - обеспечением защиты конфиденциальности всего массива персональных данных без учета их содержания и степени относимости к личности обладателя3. Следует отметить, что распределение персональных данных по самостоятельным категориям имеет место в большинстве иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах4. В основу существующей категоризации положен критерий их целевого использования.
В частности, нормами Трудового кодекса РФ предусмотрено, что персональные данные работника представляют собой обобщенные данные последнего, необходимые работодателю в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (п. 1 ст. 86 ТК РФ). По смыслу последнего к их числу относятся: фамилия, имя, отчество работника, сведения о предшествующей трудовой деятельности, отношение к воинской обязанности, образование или уровень квалификации. Все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие.
Трудовой кодекс РФ обязывает предприятие
разработать специальное
Обязанность работодателя обеспечивать защиту персональных данных работника подтверждается судебной практикой. Так, например, Постановлением ФАС Московского округа от 14.01.2010 N КА-А40/14463-09 по делу N А40-38438/09-17-269 вынесено решение об удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении к ответственности на основании ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ за непредставление акционерам копии трудового контракта с генеральным директором. Данное требование было удовлетворено, поскольку административный орган не учел, что трудовой договор является документом, содержащим персональные данные работника, а нормами законодательства РФ, регулирующего правоотношения по предоставлению персональных данных работника, установлен запрет на передачу указанных данных третьим лицам.
Отсутствие в организации локального акта, касающегося порядка обработки, хранения и защиты персональных данных, также наказуемо, что находит отражение в судебной практике (Постановление ФАС Московского округа от 01.11.2006, 08.11.2006 N КА-А40/10787-06 по делу N А40-32068/06-96-156).
Источники правового
регулирования в области
Необходимость защиты персональных данных работников базируется на одном из фундаментальных прав человека, не относящихся исключительно к предмету трудового права: защите от вмешательства в личную жизнь. В статье 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается:
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Это право воспроизводится и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Россией. Кроме того, в Европейской конвенции говорится о том, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, в отличие от общих положений Всеобщей
декларации 1948 г. в Европейской конвенции
указывается, что право человека на невмешательство
в личную жизнь не абсолютно, а может быть
ограничено с учетом определенных соображений.
Следует также иметь в виду, что право
на невмешательство в частную жизнь тесно
соприкасается с правом на свободу слова:
свобода слова ограничивается положениями,
защищающими частную жизнь других лиц.
То есть можно утверждать, что свобода
слова заканчивается там, где начинается
право на невмешательство в частную жизнь7. В течение достаточно долгого времени
кроме общих норм, подобных процитированным
выше, ни в международных актах, ни в национальном
законодательстве разных государств никаких
специальных правил о порядке получения,
хранения, обработки и передачи персональных
данных не было. Ситуация стала меняться
после начала распространения компьютеров,
благодаря чему у компаний и государственных
органов стало скапливаться большое количество
персональных данных, которые относительно
легко могли быть разглашены и тем самым
нанести как моральный, так иногда и материальный
вред лицам, которых касаются эти данные.
Поэтому начиная с 1970-х гг. в промышленно
развитых странах стало появляться соответствующее
законодательств8. В Российской Федерации основным законом,
регулирующим правоотношения в области
персональных данных, стал Федеральный
закон от 27 июля 2006 г.
№ 152-ФЗ «О персональных данных».