Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:34, контрольная работа
Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.
Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявления существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.
1. Основные элементы и институты
2. Основные формы политических систем
3.Структура политической системы общества
4. Функции политической системы
5. Ведущее звено политической системы общества - государство.
6.Список используемой литературы.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
Управление различными сферами
жизнедеятельности людей в
Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое не достижение).
Выявление и представительство
интересов различных субъектов
политических отношений (без селекции,
чёткого определения и
Удовлетворение интересов
различных субъектов
Интеграция общества, создание
необходимых условий для
Политическая социализация
(посредством которой
Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.
Политическая система
представляет собой необходимый
механизм, посредством которого только
и может осуществляться полновластие,
суверенитет народа. Часто в реальной
политической практике функция народного
представительства
Американский политолог Д.Истон предположил следующую модель политической системы. Она даёт представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы систем, называются "вход" и "выход".
"Вход" - это практически
любое событие, которое по
"Выход" - это ответная
реакция на взаимодействие, преобразованное
политической системой, её специализированными
институтами в решения,
На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования, которые направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: это ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Всё это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных мотивов для требований.
Во-вторых, на "входе" существует
импульс поддержки. Поддержка есть
выражение лояльности членов общества
по отношению к системе. Открытая
поддержка материализуется в
действиях. Это участие в выборах,
поддержка определённых партий и
лидеров, словесное одобрение
Политическая система на "входе" и на "выходе" выполняет определённые функции.
Следовательно, весь объём социальных взаимодействий в политической системе может быть выражен как совокупность функций "входа" факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций "выхода". Политическая система может сохранять устойчивость только при наличии баланса между "входными" и "выходными" функциями.
На "входе" политическая
система выполняет функцию
Следующей функцией, которую выполняет политическая система на "входе" является артикулирование интересов. Это процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе к властным органам. Группы интереса отражают многообразие и сложность общества.
Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные артикулирования выражаются в чётко сформированном требовании. Скрытые - в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой. Агрегирование интересов - это функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые имелись на стадии первоначального артикулироания. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.
Наконец, функция политической
коммуникации обеспечивает связь между
элементами политической системы, а
также между политической системой
и средой. Эта функция тесно
связана с деятельностью
На "выходе" политическая система выполняет три главные функции.
Первой функцией является нормотворчество. Она включает в себя процесс разработки законов, по которым строятся правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество - это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения, оно включает и принятие конкретных решений, предназначенных для её реализации.
Второй функцией является применение правил и норм, т.е. приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика это не только принятие законов, постановлений, выработка инструкций, а и их реализация. В свою очередь применение правил и норм, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, не правительственных структур, групп и ассоциаций. Всё это приведёт к изменению среды, возникновению новых условий, которые требуют обновления правил и норм.
Третьей функцией на "выходе" является функция контроля над соблюдением правил и норм, которая включает в себя интерпретацию законов, выявление фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Нельзя отбрасывать при это и законодательную и исполнительную власть, которые играют в её реализации существенную роль.
Право, как и государство, оказывает влияние на политическую систему общества и взаимосвязано с ней.
Роль права в политической системе общества в том, что:
• элементы политической системы (государство, партии, организации, профсоюзы и т. д.) зафиксированы (легализированы) в правовых актах конституции, законах, подзаконных актах и действуют в рамках права;
• в демократических политических системах (и частично в недемократических и смешанных) отношения по поводу государственной власти (завоевание, удержание, использование) облекаются в правовую форму;
• право
служит одним из средств связи
между обществом и его
• право аккумулирует волю общества;
• право интегрирует (объединяет) сообщество, делает политическую систему стабильной (например, конституция обычно на длительный период закрепляет систему политических институтов, основу взаимоотношений между ними, устройство государства, а следовательно, и основы политической системы общества).
5.) Ведущее звено политической системы общества - государство.
Главное в политических отношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства могут воздействовать на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает, прежде всего, как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою деятельность в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое господство в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.
Сущность и назначение
государства проявляется в его
функциях. К ним относятся: функция
обеспечения политической власти тех
или иных социально-классовых сил;
функция защиты страны от нападения
извне; хозяйственно-организаторская
функция; функция развития духовной
культуры; идеологическая функция; функция
внешних сношений. Называются еще
и такие функции государства,
как формирование наций и регулирование
национальных отношений, поскольку
государство выступает в
Неверно подходить к истолкованию
данных функций государства только
с классовых позиций. Многие действия
государства совершаются в
Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.
В настоящее время в
России весьма остро стоит вопрос
о совершенствовании