Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.
Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществление политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические интересы представляют собой проявления существующих в обществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Содержание работы

1. Основные элементы и институты
2. Основные формы политических систем
3.Структура политической системы общества
4. Функции политической системы
5. Ведущее звено политической системы общества - государство.
6.Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 38.44 Кб (Скачать файл)
    1. Функции политической системы

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в её функциях. Выделяют следующие  функции политической системы:

Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного  общества (политической системой устанавливаются  и осуществляются конкретные формы  и методы властвования — демократические  и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

Управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

Мобилизация средств и  ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое  не достижение).

Выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения  на политическом уровне данных интересов  никакая политика невозможна).

Удовлетворение интересов  различных субъектов политических отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или иными  идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей  людей).

Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие  в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

Политическая социализация (посредством которой формируется  политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы  путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому  участию и деятельности).

Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени  соответствия реальной политической жизни  официальным политическим и правовым нормам).

Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь  проходит нерв социально-экономической  и духовной жизни общества, что  именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Политическая система  представляет собой необходимый  механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Часто в реальной политической практике функция народного  представительства присваивалась  и присваивается отдельными политическими  группами и лидерами, партиями и  движениями. Власть отчуждается от тех, кому она по праву должна принадлежать. Понятно, что познание институтов, отношений  и норм, благодаря которым обеспечивается демократическое управление, имеет  непреходящее теоретическое и политическое значение.

Американский политолог  Д.Истон предположил следующую модель политической системы. Она даёт представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

В рамках системного подхода  любая система, в том числе  и политическая, автономна и имеет  границы со средой. Своеобразные пограничные  столбы, которые указывают на пределы  систем, называются "вход" и "выход".

"Вход" - это практически  любое событие, которое по отношению  к политической системе является  внешним, воздействует на неё  и способно её изменить.

"Выход" - это ответная  реакция на взаимодействие, преобразованное  политической системой, её специализированными  институтами в решения, которые  передаются как информационный  сигнал в среду. Обратная связь  между "входом" и "выходом"  осуществляется через окружающую  среду. Это есть так называемая "петля обратной связи".

На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования, которые  направляются в адрес властей  и служат сигналом о наличии в  обществе определённых потребностей. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: это ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Всё это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных мотивов для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Открытая поддержка материализуется в  действиях. Это участие в выборах, поддержка определённых партий и  лидеров, словесное одобрение принимаемых  решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях  личности, в предрасположенности  к определённым политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

Политическая система  на "входе" и на "выходе" выполняет  определённые функции.

Следовательно, весь объём  социальных взаимодействий в политической системе может быть выражен как  совокупность функций "входа" факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и  функций "выхода". Политическая система  может сохранять устойчивость только при наличии баланса между "входными" и "выходными" функциями.

На "входе" политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация - это процесс приобщения личности к политике как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определённые политические нормы, ценности, модели поведения. Социализация, в том числе и политическая социализация, формирует определённый тип личности (демократический или авторитарный) и обеспечивает преемственность в развитии политической системы, её стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация является важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки - основы самосохранения политической системы. Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Это значит, что личности выполняют определённые политические роли: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, судьи и т.д.

Следующей функцией, которую  выполняет политическая система  на "входе" является артикулирование интересов. Это процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе к властным органам. Группы интереса отражают многообразие и сложность общества.

Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные артикулирования выражаются в чётко сформированном требовании. Скрытые - в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой. Агрегирование интересов -  это функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые имелись на стадии первоначального артикулироания. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.

Наконец, функция политической коммуникации обеспечивает связь между  элементами политической системы, а  также между политической системой и средой. Эта функция тесно  связана с деятельностью средств  массовой информации, которые существенно  влияют на формирование духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют  общественное мнение, интересы и общие  цели.

На "выходе" политическая система выполняет три главные  функции.

Первой функцией является нормотворчество. Она включает в себя процесс разработки законов, по которым строятся правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество - это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения, оно включает и принятие конкретных решений, предназначенных для её реализации.

Второй функцией является применение правил и норм, т.е. приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика это не только принятие законов, постановлений, выработка инструкций, а и их реализация. В свою очередь применение правил и норм, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, не правительственных структур, групп и ассоциаций. Всё это приведёт к изменению среды, возникновению новых условий, которые требуют обновления правил и норм.

Третьей функцией на "выходе" является функция контроля над соблюдением правил и норм, которая включает в себя интерпретацию законов, выявление фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Нельзя отбрасывать при это и законодательную и исполнительную власть, которые играют в её реализации существенную роль.

Право, как и государство, оказывает влияние на политическую систему общества и взаимосвязано  с ней.

Роль права в политической системе общества в том, что:

•       элементы политической системы (государство, партии, организации, профсоюзы и т. д.) зафиксированы (легализированы) в правовых актах  конституции, законах, подзаконных  актах и действуют в рамках права;

•   в демократических политических системах (и частично в недемократических и смешанных) отношения по поводу государственной власти (завоевание, удержание, использование) облекаются в правовую форму;

•       право  служит одним из средств связи  между обществом и его политической системой (например в законах, принимаемых государственными органами, как правило, учитывается воля народа);

•       право  аккумулирует волю общества;

•       право  интегрирует (объединяет) сообщество, делает политическую систему стабильной (например, конституция обычно на длительный период закрепляет систему политических институтов, основу взаимоотношений  между ними, устройство государства, а следовательно, и основы политической системы общества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.) Ведущее звено политической системы общества - государство.

Главное в политических отношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства могут воздействовать на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает, прежде всего, как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою деятельность в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое господство в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Сущность и назначение государства проявляется в его  функциях. К ним относятся: функция  обеспечения политической власти тех  или иных социально-классовых сил; функция защиты страны от нападения  извне; хозяйственно-организаторская  функция; функция развития духовной культуры; идеологическая функция; функция  внешних сношений. Называются еще  и такие функции государства, как формирование наций и регулирование  национальных отношений, поскольку  государство выступает в качестве важного фактора национальной консолидации, а также субъекта экономических, политических и других отношений  между нациями. Некоторые авторы указывают и на специфическую  социальную функцию государства, связанную  с решением многих проблем социальной сферы жизни общества и социальной защиты населения.

Неверно подходить к истолкованию данных функций государства только с классовых позиций. Многие действия государства совершаются в интересах  всех или же подавляющего большинства  членов общества. Это касается обороны  страны, решения на государственном  уровне экологических проблем, развития общенациональных традиций и других элементов духовной культуры и т.д. К тому же имеет место «взаимопроникновение классовых и общенациональных аспектов государства в рамках каждой из его функций».

Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.

В настоящее время в  России весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов государственной власти. Речь идет о повышении эффективности  их воздействия на происходящие в  обществе процессы в интересах большинства  населения. Для этого требуется, в частности, повысить уровень компетентности и профессионализма работников государственного аппарата, преодолеть бюрократические  методы руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Главное же заключается в развитии подлинного демократизма в деятельности всех органов государства, чтобы  они на деле защищали интересы самых  широких слоев населения страны.

Информация о работе Политическая система общества