Политическая система: понятие, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:03, реферат

Описание работы

Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения. К политической системе общества вообще и к Российской в частности проявляется весьма обостренное и противоречивое внимание.

Содержание работы

Введение.............................................................................3
1.Понятие политической системы...................... 4-6
2.Структура политической системы......................................... 7-8
3.Функции политической системы.................................................9-12
Заключение ………………………………………………..13-14
Литература…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются, политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

 

Политико-идеологическая подсистема включает, политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы.

 

Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах.

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           §3.Функции политической системы

 

 

Являясь самостоятельным  организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно  говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

 

1) регулирующая, касающаяся  управления поведением групп  и индивидов (ведение норм, действие  администрации и т. д.);

 

2) экстракционная, связанная  с добыванием необходимых для  своего функционирования экономических  и других ресурсов;

 

3) дистрибутивная – способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

 

4) реагирующая, связанная  с необходимостью постоянно отвечать  на требования социальной среды,  адаптироваться к ее изменениям. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

 

Способности реализуются  в функциях политической системы, или  иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.

 

Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.

 

Функции политической системы, обращенные в большей степени  к другим подсистемам общества:

 

Первое. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

 

Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

 

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

 

Второе. Политическая система  – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет  различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от  типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

 

Такая особенность объясняется  двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

 

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

 

Третье. Политическая система  выполняет интегративную функцию  в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и  слоев населения, поскольку это  необходимо для сохранения статус-кво  общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.

 

Четвертое. Одна из важнейших  функций политической системы –  создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

 

Пятое – защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.           

 

Словом, политическая система  реализует функцию целеполагания  и целедостижения, обеспечивает порядок  в обществе, держит под контролем  процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

 

Переход на следующий  – внутренний уровень функционального  анализа системы – представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним     Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразова­тельных действиях, которые осуществляют институты на «входе» и «выходе» системы:

 

а) артикуляция и агрегация  интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;

 

б) нормотворчество (выработка  норм и правил);

 

 в) применение норм  и правил;

 

 г) контроль за  соблюдением  норм и правил;

 

 д) политическая  коммуникация.

 

Три  последние функции – сфера деятельности институтов государственной власти. Функция «д» в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.

 

Что касается функционального  уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности:

 

а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;

 

б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение индивидов и масс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение.

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система - это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

 

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обесᴨечивает ᴨереход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества.

 

Функции политической системы  многообразны, что вызвано сложностью и многосложностью политической жизни. В заключении считаю необходимым еще раз ᴨеречислить основные функции политической системы общества:

 

1) определение целей  и задач общества;

 

2) выработка программ  его жизнедеятельности в соответствии  с интересами правящих слоев  общества;

 

3) мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;

 

4) контроль за распределением  ценностей. Именно в этой сфере  сталкиваются интересы, как социальных  групп, так и социальной целостности.  Потеря контроля над этим узлом,  определяющим жизнеспособность  социальной системы, грозит ее кризисом;

 

5) интеграция общества  вокруг общих социально-политических  целей и ценностей. Реализация  этой функции предполагает наличие  развитой способности политической  системы различными путями снимать,  сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность дифференциации в стеᴨени доступности социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Литература:

 

-http://studlib.com/content/view/397/10/

-http://www.coolreferat.com/Понятие_и_структура_политической_системы_общества

-http://www.bestreferat.ru/referat-138914.html

-Каменская Г.В., Родионов А.В.  Политические системы современности. - М., 1994.




Информация о работе Политическая система: понятие, структура и функции