Политический режим современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:32, контрольная работа

Описание работы

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».
Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д.

Файлы: 1 файл

Политический режим современной России.docx

— 39.29 Кб (Скачать файл)

2. Высокая степень  урбанизации. 

3. Развитость  массовых коммуникаций.

4. Рыночная конкурентная  экономика. 

5. Плюрализм  форм собственности. 

Внешнеполитические:

1. Прямое военное,  политическое, экономическое, культурно-информационное  воздействие. 

2. Влияние примера  демократических государств.

3. Стабильные  дружественные отношения с другими  государствами, отсутствие военной  угрозы.

Социальные:

1. Относительно  высокий уровень благосостояния  граждан. 

2. Сглаживание  социального неравенства. 

3. Рассредоточение  в обществе различных социальных  благ (декомпозиция социального  неравенства).

4. Социальный  плюрализм. 

5. Наличие многочисленного  и влиятельного среднего класса, предпринимателей.

Культурные:

1. Грамотность  населения, его образованность  в целом. 

2. Гражданская  политическая культура.

3. Демократические  традиции.

Религиозные:

Религия с установками  на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной  иерархии (протестантизм).

Демократический тип личности.

Это — личность, которую характеризуют:

1) полифоничность мышления;  

2) толерантность  (терпимость к инакомыслию);

3) конструктивность  и созидательность, терпимое отношение  к существующей власти;

4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности;

5) многомерность  восприятия;

6) потребность  в самореализации;

7) осознанный  выбор пути;

8) достижение  целей уже сейчас с ориентацией  на будущее. 

Гарантии функционирования демократического политического режима

- Система контроля  со стороны гражданского общества  за деятельностью государственных  органов и аппарата.

- Ликвидация  системы привилегий, связанных с  обладанием властью. 

- Своевременное  полное политическое информирование  граждан.

- Ограничение  срока пребывания в представительных  органах власти.

- Упрощение отзыва  депутатов и смены чиновников.

     «Демократия... — это правление  народа,   избранное народом и для народа». Авраам Линкольн (1809—1865), американский президент, один из организаторов Республиканской  партии, решительный противник рабства 

     «Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство  управляет неорганизованным большинством». Василий Розанов, русский философ начала XX в.  

2. Политический  режим в современной России 

     Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его  модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в  нашей стране отягощен признаками и  иных политических режимов.

     1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма  в России имеют свою специфику.  В этой связи принципиальное  значение имеет тот момент, что  в России промышленная революция  была осуществлена за счет  превращения всей массы населения  в наемных рабочих государства  и тотальной экономии на оплате  труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

     Сложность реформирования тоталитарной организации  в России заключается в том, что  для ее осуществления необходимо, кроме всего прочего, значительно  поднять уровень оплаты труда  наемной рабочей силы. Для этого  нужны обширные капиталовложения. В  то же время реформирование России осуществляется с целью повышения  эффективности экономики, которая  сама нуждается в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без громадных иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

     Поскольку функцию мобилизации рабочей  силы выполнял именно тоталитаризм, то станет очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуждения к производительному, но малооплачиваемому труду.

     В свое время эту проблему пришлось решать большевикам, когда Ленин  выдвинул тезис: высокая производительность труда за счет энтузиазма наемных  работников и бедноты, которые теперь трудятся не на капиталистов, а на себя! Закончилось все тоталитаризмом, который и явился источником «энтузиазма» масс на практике.

     Вместе  с тем в современной России поставлена задача преодоления наследия тоталитаризма. Наивная надежда  в чудодейственность частной  собственности или рыночных механизмов быстро была развенчана. Национально-государственная  идеология опирается лишь на фантомы  политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями  текущей политики, сменой кадров и  обещаниями. Законодательная власть и оппозиция критикуют исполнительную власть, а политические программы  и предвыборные обещания превратились в официозную политическую «риторику», которую после выборов никто  не вспоминает.

     Как эти явления увязать с преодолением тоталитаризма? Следует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как нормальное явление. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств, которые отличают нынешнюю политику от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.

     В то же время власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще  в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли  контрольные функции власти, что  позволяет элите решать свои корпоративные  проблемы за счет общества. Однако вариант  возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под  контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность  социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают  условия для усиления в стране авторитаризма.

     2. С другой стороны, налицо черты  демократии: строятся основы правовой  государственности и создаются  устои гражданского общества; власть  на федеральном и местном уровнях  выбираема и сменяема; действуют  механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система  разделения властей в государстве  (хотя существует определенный  перекос полномочий в сторону  исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается), особенно на местах; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов — финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что безусловно подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».

     В результате складывающийся демократический  политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической  и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.

Как изменился  политический режим в России за последние  годы?

     На  основании принятой в 1993 г. новой  Конституции в России сложилась  президентская республика с действующим  двухпалатным парламентом — Федеральным  Собранием, состоящим из Совета Федерации  и Государственной Думы. Верхняя  палата Федерального Собрания — Совет  Федерации — включает в свой состав представителей администраций и  законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого  политический режим современной  России может быть охарактеризован  как демократический с устойчивыми  авторитарно-олигархическими чертами  и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях  российского общества. В современных  условиях тоска по «сильной руке»  усиливается ходом и направленностью  реформ, за которые подавляющему большинству  населения приходится платить слишком  большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что  при отсутствии стабилизирующего «среднего  класса» ведет к росту авторитарных настроений.

     В результате не всегда продуманной политики приватизации значительная часть государственной  собственности оказалась в руках  малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих к тому же масс-медиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в корпоративно-олигархический.

     Усиление  авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение  полномочий явно смещено в сторону  исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия  на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

Усилению  авторитарных тенденций способствуют такие привходящие факторы, как:

— перманентный рост преступности;

— природные  катаклизмы;

— этнорегиональные конфликты;

— военные столкновения;

— нестабильность ситуации внутри правящих элит.

     Надо  отметить, что тенденции к авторитаризму  усиливаются, когда перед обществом  стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов; оборотной стороной этого процесса может оказаться аморфность и  паралич потестарных функций.  

     Возможно  ли усиление в России демократических  тенденций? В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного и массовидного характера. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, — это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

     Кроме этого, гарантией роста демократизации политического режима современной  России являются свобода слова и  печати, наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной власти, включая депутатов, глав городов  и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.

     Итак, говоря о политическом режиме современной  России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое — не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического  развития заявлен; это — демократизм  и правовое государство.

Чем политический режим в России отличается от политических режимов в других странах?

     Политический  режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерна: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания — парламента (верхняя палата — Сенат, Совет Федерации — состоит их выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из непосредственно выбираемых депутатов в соответствии с существующей избирательной системой), а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции — Верховным или Конституционным Судом; возможности непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита. При сильной власти президента в указанных политических режимах почти неизбежны конфронтация исполнительной и законодательной ветвей власти и обвинения в усилении автократических тенденций.

     Определенной  альтернативой президентским республикам  служат парламентские режимы партократического типа в Чехии, Канаде, Италии, где законодательный орган в лице победившего большинства выбирает премьер-министра или президента. Несколько особняком стоит политический режим Швейцарии, сочетающий черты парламентской республики и непосредственной плебисцитарной демократии.

Информация о работе Политический режим современной России