Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:01, контрольная работа
Периоды политических, социальных и экономических преобразований обостряют интерес широкой общественности к теоретическим моделям, связанным с реформированием системы государственной власти. В настоящее время проблема политических режимов является предметом серьезных научных дискуссий правоведов и политологов. Характеристика данного элемента формы государства позволяет оценить уровень развития основополагающих политических институтов в стране, методов и средств осуществления политической власти, наконец, соответствие механизмов политического управления современным международным стандартам демократического правления. Цель данной работы – исследовать вопрос политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:- раскрыть понятие политического режима; - изучить общее особенное в организации либерального и демократического режимов;
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие политического режима........................................................................4
2. Общее и особенное в организации либерального и демократического режимов ……………………………………………………………………...……6
3. Понятие и основные черты тоталитаризма.....................................................12
4. Специфические особенности авторитарных политических режимов …….14
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................18
3. Понятие и основные черты тоталитаризма
Название “тоталитаризм” происходит от латинского totalis - весь, полный, целый.
Тоталитарный режим
Термин “тоталитаризм” появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали “тотальной концепцией жизни”. Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые голы начали применять по отношению к СССР.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:
1. Высокая концепция власти,
гипертрофия руководящего
2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер.
3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.)
4. Тоталитаризм характеризуется
монополией власти на
5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Все силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.
6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, система насилия. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей [1,c.27].
Общим для всех тоталитарных режимов является то, что они функционируют в соответствии с принципом – “запрещено все, кроме того, что приказано властью”.
4. Специфические особенности
авторитарных политических
Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.
Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ могут быть названы авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.
Авторитаризм не оспаривает права на автономное, разнообразное самовыражение общества, его групп. Это дало основание X. Линцу интерпретировать авторитаризм как способ правления “с ограниченным плюрализмом”. Он определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня лишить права голоса широкие массы населения, прибегает с этой целью к глобальному или избирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т.д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво [1,c.26].
В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:
- сосредоточение власти
в руках одного человека или
группы. Носителем власти может
быть харизматический лидер,
- права и свободы граждан
ограничены главным образом в
политической сфере. Законы
- в обществе доминирует
официальная идеология, но
- политика монополизируется
властью. Деятельность
- государственный контроль
не распространяется на
- обширный государственный
сектор жестко
- осуществляется цензура
над средствами массовой
- власть опирается на
силу, достаточную, чтобы в случае
необходимости принудить
- при положительных результатах
деятельности режим может
- режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены [5,c.49].
Заключение
Таким образом, политический режим – это совокупность методов, средств, способов, а так же механизмов осуществления политической власти, определенное устоявшееся (временно итоговое) политическое состояние общества, характеризующееся существованием определенных политических процессов, набором политических институтов, сложившимися отношениями власти и общества, господствующей идеологией, социальными взаимоотношениями, экономическими составляющими, определенным видом политической культуры.
В большинстве пособий но конституционному праву обычно выделяют три вида государственных или политических режимов - демократические, авторитарные и тоталитарные. В других специально выделяется дополнительно и либеральный режим, что представляется более правильным и последовательным. Если ограничиться лишь самым общим подразделением указанных режимов, то их, как уже говорилось, можно подразделять просто на демократические и недемократические. Но раз уж вторые разграничиваются на авторитарные и тоталитарные, выражающие различную степень их недемократичности, то, оставаясь последовательными, необходимо и демократический тип государственной власти подразделить по степени демократичности и на собственно демократический и либеральный, или либерально-демократический. Каждый из режимов обладает своими специфическими чертами.
Список литературы
1. Базылёнок А.В. Основы политологии: Краткий курс учебного материала. Могилёв: Могилёвский колледж МВД РБ, 2006.
2. Конституционное право / Под ред.А.Е. Козлова.М.: “Юристъ”, 2003.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред.Б. A. Страшуна.М. 1993-1999. Т.1-4.
4. Конституционное право / Под ред.В.В. Лазарева. – М.: 1998.
5. Ожиганов Н.И., Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2003.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., Юристъ, 1999.