Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:02, реферат

Описание работы

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Файлы: 1 файл

Дем режимы.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Либеральный режим обусловливается  прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок  требует равноправных свободных, независимых  партнеров.

Либеральное государство и провозглашает  формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается  свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная  собственность. Государство освобождает  производителей от своей опеки и  не вмешивается в экономическую  жизнь людей, а только устанавливает  общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

На поздних стадиях либерализма  правомерное государственное вмешательство  в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обусловливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т. д.

Либеральный режим допускает существование  оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает  все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает  специальные процедуры учета этих интересов.

Плюрализм и прежде всего многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. Кроме того, при либеральном  политическом режиме существует множество  ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склона к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями.

При либерализме государственная  власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения, народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.

Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать  либеральный режим, т. к. и он имеет  свои проблемы, главные среди них  – социальная защита некоторых категорий  граждан, расслоение общества, фактическое  неравенство стартовых возможностей и т. п.

Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой.


Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Либерально-демократический режим  основан на идеях и практике народовластия, системе разделения властей, защиты прав и свобод личности, при которых важную роль играет судебная власть. При этом формируется уважение к суду, Конституции, правам и свободам других индивидов. Принципы самоуправления и саморегулирования пронизывают многие сферы жизни общества.

К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность  демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в некоторых странах, выступая идеалом, целью политического развитая современного государства.

Его правовая форма ориентируется  не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества.

Человек – это цель, а не средство, – вот главный принцип гуманистического режима. Государство не создает состояния социального иждивенчества, а формирует все условия для нормальной творческой работы каждого члена общества. Высокая социальная и юридическая защищенность, утверждение ценности каждой человеческой жизни – эти обязательства государства лежат в практической деятельности всех органов государственной власти.

 

Яндекс.Директ


 

Курсовые в Нижнем? 700руб.!Требуется написание курсовой? От 1 дня! Без плагиата! «Магистр».Онлайн-заказ·Прайс-лист·Контактыdiplomaster.ru 


 

Человечество уже тысячелетия  ищет наиболее совершенные формы  государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Современная демократия - это представительство  интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве , как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Заключение

За последние 20 лет очень много  недемократических: тоталитарных и  авторитарных режимов распалось  или трансформировалось в демократические  республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей.

В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний.

В современную эпоху эти факторы  либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно  обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола  может только демократическая форма правления.

Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению  собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно  создает наилучшие возможности  для индивидуального и общественного  развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия.

Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии.

Однако, в России не было на тот  момент, характерных для Запада, многолетних традиций рыночной экономики  и индивидуалистической культуры. Советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д.

В результате мы переживаем трудные  времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения.

Очевидно, что для России оптимальная  модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена  лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

В течении долгих десятилетий в  нашей стране действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором  взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.

Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим  важным звеном между личностью и  государством, в котором реализуется  большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень  политической и правовой культуры в  обществе.

Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

По мнению многих русский менталитет предполагает наличие сильной руки, жандарма и т.п., но я с этим не согласен, ибо считаю, что те ростки свободы, которые у нас уже  есть на сегодня, должны сохраняться  и приумножаться.


Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в  развитии государства и права - становление  в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского демократического общества.

Это развитие все более осложняется  из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и  социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко  высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может  быть трагическая неизбежность в  том, что человеческая природа и  социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать  о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.

Таким образом понятие «Политический  режим» не потеряло в современные  дни своей актуальности. Оно требует  развития в соответствии с современными условиями в мире и состоянием России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Яндекс.Директ


 

Курсовые в Нижнем? 700руб.!Требуется написание курсовой? От 1 дня! Без плагиата! «Магистр».Онлайн-заказ·Прайс-лист·Контактыdiplomaster.ru 


 

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

2. Вятр Е. Лекции по политологии  Т- 1. Типология политических режимов. 1991.

3. Денисов А.И. Сущность и форма  государства. М. 1960.

4. Клямкин И.М. Какой политический  режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.

5. Карл Поппер. Открытое общество  и его враги. М., Культурная  инициатива.

6. Петров В.С. Сущность, содержание  и формы государства. Л. 1971.

7. Петров В.С. Тип и формы  государства. ЛГУ. 1967.

8. Стародубский Б.А. Политические  режимы европейских стран. Свердловск., 1989.

9. Власть при переходе от тоталитаризма  к демократии. Свободная мысль.

1993 - № 8.

10. Общая теория права и государства.  Учебник для вузов. / Под общ.  ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд.  – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

[1] Денисов А.И. «Сущность и форма государства» 1960. М. С-13

[2] Денисов А.И. «Сущность и  форма государства» 1960. М. С-17

[3] Петров В.С. «Тип и формы  государства» ЛГУ. 1967. С-56.

Информация о работе Политический режим