Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:15, курсовая работа
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Во-вторых, выделяются более конкретные режимы государственного правления - либеральный, диктаторский, военный, жестокий (тиранический) и т.д.
В-третьих, с точки зрения форм правления существуют режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские и др. В качестве политических режимов рассматриваются, например, абсолютизм и бонапартизм.
Оценка политического режима обычно закрепляется в образно-символической форме и позволяет создавать образ страны, государства, тип правления без дальнейшего анализа (абсолютистский, царский, «прежний» режим и т.п.). Нередко политический режим соотносится с персонифицированной формой правления: с главой государства, элитой и т.д. Поэтому политический режим - это образная характеристика государства и общества, указывающая на условия и политическое своеобразие их жизнедеятельности.
Однако в
рамках каждого из указанных режимов
можно обнаружить множество различных
оттенков. Например, демократические режимы
бывают охлократическими, либерально-демократическими,
консервативными. Еще больше выделяют
ученые-политологи разновидностей тоталитаризма:
фашизм, милитаризм, тирания, военно-бюрократический,
коммунистический режим, национал-социализм,
религиозно-
Демократия - греческий по происхождению политический режим - сегодня имеет место прежде всего в развитых странах. Понятие демократии в современной науке является одним из ключевых6.
Термин «демократия» - означает власть народа. Демократия исходит из самого народа, она осуществляется народом и в интересах народа.
Характеристика демократии как власти народа и для народа отражает ее сущность, поскольку указывается перспектива, в которой демократия понимается как цель государства, достижимая с помощью политической и социальной деятельности по исполнению интересов граждан.
Обычно демократия представляется такой формой социальной организации, при которой7:
- обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни;
- осуществляется правление народа или действенный контроль за осуществлением государственной власти со стороны народа.
- гарантируется суверенность демократии, которая выражается в том, что народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;
- действует равноправие граждан, т.е. демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;
- осуществляется подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении, но соблюдаются права и учитываются интересы и меньшинства;
- сохраняется выборность основных органов государства.
Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных принципов. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма демократии дополняют их принципами прав и свобод человека, приоритетностью прав личности над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, утверждением верховенства закона и разделения властей.
Таким образом, демократия как народовластие представляет собой во многом утопический идеал, который все же имеет важное нормативное значение. Он выступает ориентиром, целью политического развития общества. Реальная же демократия в лучшем случае - власть большинства над меньшинством, в худшем - господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую и информационную власть, а также на социальные привилегии меньшинства над большинством, осуществляемое при формальном согласии большинства граждан.
Уязвимость демократии для критики означает, что она не является универсальной и наилучшей для всех времен и народов формой правления. Неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархии, военные хунты и другие авторитарные режимы много делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда.
И все же растущее стремление населения современного мира к демократическим формам правления не случайно. При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ над другими формами правления.
В общесоциальном аспекте она представляет собой выработанный и обогащенный в ходе всемирной истории способ решения жизненно важных социальных вопросов, при котором все члены социальной общности обладают возможностью равноправно решать эти вопросы на основе закона.
Демократия представляет собой такую форму, которая предполагает предоставление гражданам широких прав и свобод, наличие институтов, необходимых для реализации волеизъявления масс. Потому она и признается лучшей политической формой общественного развития, поскольку признает социальное равенство между гражданами, отстаивает их права на определение устройства государства и управления обществом.
Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами во многом зависит от субъективной воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослаблено. Поэтому надежно ограничить власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может демократическая форма правления.
Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социального освобождения личности, уважения ее достоинства и независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей. Но не всякое общество сегодня способно «справиться» с демократией и ее свободами. Часто это ведет к анархии, вседозволенности, дестабилизации общественной жизни8.
Авторитарный политический режим можно определить как форму политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего существенно ограничена роль других органов или ветвей власти, а также гражданской инициативы. Этот режим как бы говорит подданным: читайте, что хотите, пойте, танцуйте, но в политическую сферу не вторгайтесь. Этим занимаюсь я9.
Авторитаризм при своем последовательном осуществлении в качестве власти одного лица, одной личности может перерасти в автократию, т.е. в форму правления с неограниченным бесконтрольным полновластьем одного лица. Именно так управлялись деспотии Древнего Востока, империи - Рим, Византия, абсолютные монархии Средневековья, Нового времени.
Авторитарный политический режим устанавливается чаше всего в результате государственных переворотов, в период глубоких кризисов, во время неудачного ведения войн.
Особой формой авторитарных режимов выступают военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. Подобная практика особенно распространена в развивающихся странах. В течение XX в. попытки военного переворота предпринимались более чем в 80 странах, в некоторых странах - по нескольку раз. Военные перевороты связаны с неустойчивостью социально-экономических структур развивающихся стран, с борьбой различных социальных сил внутри страны за власть, милитаризация экономики, в результате которой военные приобретают авторитет и влияние в обществе. Непосредственным поводом для военных переворотов может служить угроза привилегированному положению армейских офицеров либо активное вмешательство гражданских лиц в дела армии.
Установление военных режимов чаше всего не приводило к восстановлению экономического развития. Но истории известны примеры, когда военные режимы (хунты) проводили серьезные экономические реформы и выводили страну из кризиса. Примером «нового авторитаризма» часто называют режим военной хунты в Чили, установленный в 1973 г. после свержения демократически избранного президента Сальвадора Альенде. Но в последующем Чили утратила достигнутые успехи, осталась отсталой страной10.
Наиболее существенными
признаками авторитаризма как
- концентрация власти в руках одного лица или одной - чаще всего исполнительной - ветви власти и ее институтов;
- существенно сужена роль представительной ветви власти и ее органов;
- сведены к минимуму оппозиция и самостоятельность различных политических организаций; ограничены или ликвидированы демократические политические процедуры - политические дебаты, массовые митинги и демонстрации, деятельность средств массовой информации и т.п.
В отличие от тоталитарного режима авторитарный может не пропагандировать, открыто используя идеологию, поскольку не нуждается в том, чтобы подданные поддерживали политическую линию государства. Он даже, в отличие от демократического режима, может вообще обойтись без идеологии, поскольку не нуждается в политическом участии населения.
Что касается партийной системы, то как при тоталитарном режиме, при авторитарном имеет место однопартийная система. Но по той же причине, по которой авторитарный режим может обойтись без идеологии, он может обойтись без партий вообще, поскольку не нуждается в массовой поддержке населения. Этим он опять-таки отличается от демократического режима, основанного на многопартийности.
Термин «тоталит» происходит от тоталитаризма и ее кризис позднелатинских слов «totalitas» - полнота, цельность - и «totalis» - весь, полный, целый. Применительно к обществу он означает управление социальной системой как целым и всеми ее элементами, в том числе людьми, их сознанием. Хотя теория тоталитаризма складывается лишь в середине XX в., идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до Р.Х. Гераклит считал, что обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Мора, Кампанеллы, Бабефа, Сен-Симона, Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей11.
Тоталитарный политический режим характеризуется всеобщим контролем властных органов над всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, социальной и духовными сферами, над основным содержанием человеческой жизнедеятельности - как в общественной, так и в личной жизни.
В современном
обыденном сознании тоталитаризм представляется
государственным господством
В чем состоит сходство и различие тоталитаризма и авторитаризма? Такое сравнение необходимо, потому что в значительной части российского политического сознания сохраняется образ и ожидание «железной руки» как единственного реального политического инструмента, который мог бы помочь России12.
1. Авторитаризм воспринимается значительной частью населения как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается.
2. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс, поэтому его иногда называют «диктатурой массовых движений». Именно такие движения привели к власти Муссолини и Гитлера.
3. При авторитаризме гражданское
общество в определенной
4. При авторитаризме
политический лидер отнюдь не
всегда пытается «заигрывать»
с народом, а, наоборот, нередко
подчеркивает свое превосходств
5. При авторитаризме
власть имущие предоставляют
личности определенные