Полномочия и обязанности присяжных заседателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.
В соответствии с Концепцией судебной реформы и в целях обеспечения гражданам возможности рассмотрения их дел судом присяжных 16 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
В пяти регионах России (Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях) рассмотрение дел с участием коллегии присяжных предусмотрено с 1 ноября 1993 г., в четырех (Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях) – с 1 января 1994 г.

Содержание работы

Введение ___________________________________________________________________2
1. Понятие присяжного заседателя _____________________________________________ 3
2. Права присяжных заседателей ______________________________________________ 10
3. Полномочия и обязанности присяжных заседателей ____________________________12
Заключение ________________________________________________________________14
Список литературы ______________________

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 37.88 Кб (Скачать файл)

Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации должностные лица и руководители организаций несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

Закон предусматривает также возможность исключения из списков присяжных заседателей. Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, не позволяющих лицу быть присяжным  заседателем;

2) подачи гражданином  письменного заявления о наличии  обстоятельств, препятствующих исполнению  им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

На последующих этапах формирования состава суда присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела отбор присяжных осуществляется аппаратом суда и судьей с участием сторон. Здесь отбор также осуществляется методом выборки, и судье предоставляются дополнительные возможности по освобождению от исполнения различными лицами обязанностей присяжных заседателей.

В любом случае председательствующий по делу обязан исключить из числа кандидатов в присяжные заседатели всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников и по другим причинам.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то на все время рассмотрения дела в суде. Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Формирование коллегии присяжных заседателей после назначения судебного заседания происходит в порядке, установленном ст. 326-332 УПК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Права присяжных  заседателей

Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:

1) участвовать в исследовании  всех обстоятельств уголовного  дела, задавать через председательствующего  вопросы допрашиваемым лицам, участвовать  в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных  следственных действий;

2) просить председательствующего  разъяснить нормы закона, относящиеся  к уголовному делу, содержание  оглашенных в суде документов  и другие неясные для них  вопросы и понятия;

3) вести собственные записи  и пользоваться ими при подготовке  в совещательной комнате ответов  на поставленные перед присяжными  заседателями вопросы.

Присяжные заседатели не вправе:

1) отлучаться из зала  судебного заседания во время  слушания уголовного дела;

2) высказывать свое мнение  по рассматриваемому уголовному  делу до обсуждения вопросов  при вынесении вердикта;

3) общаться с лицами, не  входящими в состав суда, по  поводу обстоятельств рассматриваемого  уголовного дела;

4) собирать сведения по  уголовному делу вне судебного  заседания;

5) нарушать тайну совещания  и голосования присяжных заседателей  по поставленным перед ними  вопросам.

   За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 УПК.

   Председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том, что в случае нарушения требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела по инициативе судьи или по ходатайству сторон. В этом случае отстраненный присяжный заседатель заменяется запасным.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

Закон о судебной системе утверждает принцип возмездности участия представителей населения в отправлении правосудия, что не противоречит принципу выполнения ими общественного долга, так как недопустимо такое положение, когда судебные заседатели терпят материальный ущерб при выполнении ими своих обязанностей.

Оплата труда и возмещение расходов присяжного заседателя специально гарантируются государством. Присяжному заседателю выплачивается судом за счет республиканского бюджета Российской Федерации вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, установленных законодательством для судей, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников этих организаций и учреждений.

Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации или работодателя во время исполнения обязанностей в суде не допускается.

Деятельность присяжного заседателя всемерно защищается государством. Его личность и участие в отправлении правосудия ограждаются от преступных посягательств уголовным законом и иными нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Полномочия и  обязанности присяжных заседателей

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

От народных заседателей присяжные заседатели отличаются объемом и содержанием своих полномочий. Основное отличие состоит в том, что они принимают решение (вердикт) по вопросу о виновности или невиновности подсудимого. При этом они должны ответить на вопросы: доказано ли, что соответствующее деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли он в совершении этого деяния (ст. 339 УПК РФ).

Присяжные заседатели не принимают участия в решении судьей вопроса о размере и виде уголовного наказания, назначаемого лицу, признанному виновным, а также иных сложных процессуальных вопросов, возникающих при постановлении приговора. Однако законодатель предоставил присяжным заседателям существенные полномочия при рассмотрении кардинальных вопросов назначения уголовного наказания по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Так, при назначении наказания играет существенную роль мнение присяжных о том, заслуживает или не заслуживает подсудимый снисхождения.

Уголовный закон устанавливает особый режим назначения наказания при вердикте присяжных о снисхождении. Срок или размер наказания лицу, признанному присяжными виновным в совершении преступления, но заслуживающим снисхождения, не может превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Если соответствующей статьей Особенной части УК РФ предусмотрена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, то при вердикте о снисхождении эти виды наказания не применяются (ч. 1 ст. 65 УК).

Информация о работе Полномочия и обязанности присяжных заседателей