Понятие договора в Римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

В конце классической эпохи contrahere, contractus начинают приобретать новое, субъективное значение ''согласиться, соглашение'' и относиться к лишь обязательствам, возникающим по соглашению сторон, но в тоже время больше не применяются к прочим обязательствам, возникающим в результате хотя и законного действия, но о котором стороны не договаривались.
В этом новом значении ''договора как источника обязательства'' термин contractus был усвоен Юстиниановым собранием и современной юридической наукой.

Файлы: 1 файл

понятие и виды договоров в Риме.docx

— 63.87 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие договора в Римском праве.

В наидревнейшем римском  праве термины contrahere, contractus еще не обозначали один из источников возникновения обязательства, т.е. правоотношения, в силу которого определенный субъект обязан произвести в пользу другого субъекта определенные действия имущественного характера, а лишь указывали на сами обязательственные узы, на те узы, которые происходят из законного действия, из юридической сделки, которая определяется здесь как contractus.

В классической юриспруденции, на основании опыта полученного  из обязательственных сделок в рамках ius gentium (права народов), в которых обязательство возникает из взаимного согласия двух сторон, стало постепенно формироваться представление, что во всякой двусторонней сделке делового оборота силой, создающей обязательство, является ''соглашение'' достигнутое между сторонами. В одних случаях для возникновения обязательства достаточно одного такого соглашения, в других же (в сделках ius civile т.е. частного квиритского права, частного права римских граждан) необходимо, чтобы оно было облечено в торжественную форму или сопровождалось исполнением определенных действий.

В конце классической эпохи  contrahere, contractus начинают приобретать новое, субъективное значение ''согласиться, соглашение'' и относиться к лишь обязательствам, возникающим по соглашению сторон, но в тоже время больше не применяются к прочим обязательствам, возникающим в результате хотя и законного действия, но о котором стороны не договаривались.

В этом новом значении ''договора как источника обязательства'' термин contractus был усвоен Юстиниановым собранием и современной юридической наукой.

Итак, договор можно определить как  соглашение воль двух субъектов или групп субъектов (''договаривающиеся стороны''), имеющий своей целью установить между ними обязательственное отношение.

Контракт, поскольку он является юридической сделкой (а если точнее, двусторонней'', юридической сделкой), подчиняется всем правилам, относящимся  к сделкам, в том, что касается дееспособности сторон, существенных, естественных, привходящих элементов  сделки, причин ее недействительности, представительства.

Договор - это наиболее распространенный вид сделок. Только немногочисленные односторонние сделки не относятся  к числу договоров. Как любая  сделка договор - волевой акт, но он обладает присущими ему особенностями, он представляет собой не разрозненные волевые действия двух или более лиц, а единое волеизъявление.

Понятие договора, как правило, определяется как дозволенное римским  правом соглашение воль двух или нескольких лиц, направленное на установление обязательства.

Общего понятия сделки в римском праве выработано не было, что в силу его казуистичности вполне естественно. Между тем правовое регулирование сделок составляло важнейшую задачу римских юристов.

Деление сделок на возмездные и безвозмездные, односторонние  и двусторонние, условные и безусловные, влияние формы волеизъявления на действительность сделки и многие другие нормы, составляющие основу современного учения о сделках, пришли к нам  из римского права.

Сделку следует понимать, как всякое проявление частной воли, обращенное на цель, дозволенную правопорядком (''основание''), так что право исходит из соответствия этого проявления достижению желаемой цели и потому защищает его, предусматривая наступление соответствующих юридических последствий.

Сделки, для совершения которых  требуется согласование воли двух или  более лиц, являются двух и многосторонними. Такие сделки именуются договорами.

 

 

2. Классификация договоров.  

Контракты можно классифицировать различным образом, некоторые из возможных классификаций явно перешли  к нам от римлян, другие современны по формулировкам, однако скрытым образом  заложены уже в системе римских  правоведов. Многие связаны с тем  фактом, что, поскольку контракт является подвидом юридической сделки, к нему, очевидно, приложимы те же разграничения и классифицирующие признаки, что и к сделкам. Поэтому возможно различение контрактов:

1) торжественные и неторжественные

2) казуальные и абстрактные

3) возмездные и безвозмездные

4) stricti iuris и bonae fidei, в соответствии с типом иска, который возникал на их основании

5) iuris civilis и iuris gentium, в зависимости от правопорядка, признававшего их в качестве источника обязательства

Система договоров в Древнем  Риме была своеобразной и достаточно сложной. Дело в том, что в римском  праве в силу его консерватизма  принципиальное признание коснулось  только определенных договорных типов. Поэтому для юридической силы договоров была необходима не только согласная воля сторон, но и соответствие договоров определенному типу.

Из этого возникло основное деление договоров на:

∙   контракты (типичные договоры, признанные цивильным правом)

∙   пакты (неформальные соглашения, неподходящие ни под какой тип и, стало быть, не имеющие исковой защиты).

Основные типы контрактов в зависимости от causa obligandi  (или момента возникновения обязательства):

1.                  Реальные контракты, в этих контрактах обязательство, объектом которого является возвращение полученной вещи или ее эквивалента не может возникнуть иначе как в результате передачи res (вещи) от кредитора должнику. Контракт совершается посредством datio, т.е. передачи вещи в собственность (пример - заём, ссуда, договор поклажи).

2.                  Вербальные контракты, договоры, устанавливающие обязательство словами, то есть получающие юридическую силу посредством и с момента произнесения слов (стипуляция).

3.                  Литеральные в этих контрактах обязательство возникает в силу того, что создана определенная письменная форма (специальная запись в приходно- расходных книгах, штрафы).

4.                  Консенсуальные. В них обязательство возникает в силу простого согласия, к которому пришли стороны (договор купли-продажи, найм, дарение).

5.                  Безымянные. Под влиянием настоятельных потребностей хозяйственной жизни начали появляться новые договоры, подлежавшие юридической защите цивильным правом. Римские юристы свели эти вновь образованные договоры в одну группу, получившую впоследствии название безымянных контрактов.

Разнообразные случаи взаимных предоставлений в Ко­дификации Юстиниана  сводятся к четырем видам:

  1. do ut des — я передаю тебе право собственности на вещь с тем, чтобы ты передал мне право собственности на другую вещь;

  2. do ut facias — я передаю тебе право собственности на вещь с тем, чтобы ты совершил определенное действие;

  3. facio ut des - я совершаю для тебя определенное действие с тем, чтобы ты передал мне право собственности на известную вещь;

  4. facio ut facias — я совершаю для тебя определенное действие с тем, чтобы ты совершил для меня какое-то действие.

   К числу безымянных  контрактов, получивших конкретные  обозначения, относятся, по крайней  мере, два: мены (permutatio) и оценочный договор (aestimatum).

6.                  Пакты. Контрактам противостояли пакты, которые, по общему правилу не пользовались исковой защитой. Категория пактов охватывает разнообразные соглашения за пределами защищенных ius civile контрактов. 

В силу расширения гражданского оборота некоторые пакты получили юридическую защиту. В преторском эдикте, либо путем присоединения их (в качестве оговорки) к какому-либо контракту, либо путем признания в императорском законодательстве.

Таким образом, все известные  римскому праву договоры могут быть сведены к 6 группам: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные, безымянные контракты и юридически защищенные пакты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Косарев, А.И. Римское частное право: учебник / А.И. Косарев. – 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007. – 188 с.
    2. Новицкий, И.Б. Основы римского гражданского права / И.Б. Новицкий. – М.: Зерцало, 2007. – 395 с.
    3. Омельченко, О.А. Римское право: учебник для вузов / О.А. Омельченко. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 221 с.
    4. Памятники римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М., 1997.
    5. Санфилиппо, Ч. Курс римского частного права. – М., 2000. – С. 233-273.
    6. Скрипилев, Е.А. Основы римского права: конспект лекций: учеб. пособие / Е.А. Скрипилев. – 3-е изд. – М.: Ось-89, 2003. – 204 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Контракты.

Контрактом (по терминологии классического права) считался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой. 

В эту категорию были отнесены лишь известные виды договоров, в  древнейшую эпоху – исключительно  формальные, в классическую эпоху  также и некоторые (но опять-таки исчерпывающим образом означенные) неформальные договоры.

3.1. Вербальные контракты.

Вербальным договором  назывался контракт, устанавливающий  обязательство словами (verbis), т.е. договор, получающий юридическую силу посредством и с момента произнесения известных фраз.

3.1.1.Стипуляция (Stipulatio).1 

Стипуляцией назывался устный договор, заключаемый посредством вопроса будущего кредитора (centum dare spondes? – обещаешь дать?) и совпадающего с вопросом ответа (spondeo – обещаю) со стороны лица, соглашающегося быть должником по обязательству.

Формальные требования, первоначально  чрезвычайно строгие, с течением времени были значительно ослаблены. Однако прочно сохранялись некоторые  черты стипуляции как устного контракта: присутствие договаривающихся сторон в одном месте, устный вопрос кредитора и такой же устный ответ должника, совпадающий по смыслу с вопросом. 

Обязательство, возникшее  из стипуляции, было обязательством строгого права и потому подлежало буквальному толкованию.

Стипуляционное обязательство являлось односторонним, т.е. одной стороне принадлежало только право (не связанное с обязанностью), а на другой стороне лежала только обязанность (без сопровождающего её права).

Обязательство из стипуляции имело абстрактный характер: если необходимые требования относительно порядка заключения стипуляции соблюдались, то обязательство возникало независимо от того, какое материальное основание привело стороны к заключению договора, какую хозяйственную цель они преследовали и достигнута ли цель, имевшаяся в виду сторонами.

Стипуляция допускала присоединение или к кредитору, или к должнику еще других лиц, притом либо в качестве самостоятельных кредиторов или должников, либо в качестве добавочных. 

В форме добавочной стипуляции на стороне должника устанавливалось поручительство. Поручительством назывался договор, которым устанавливалась добавочная  ответственность третьего лица (поручителя) за исполнение должником данного обязательства.

Сложные формы стипуляции использовались для установления поручительства (adpromissio), представительства со стороны кредитора (adstipulatio). Предметом стипуляции могло быть любое дозволенное исполнение: денежная сумма, вещи любого рода.

Стипуляцией нередко пользовались в целях новации, т.е. стипуляцию заключали для того, чтобы прекратить уже существующее обязательство, поставив на его место новое. Такая абстрактная форма делала стипуляцию удобным средством прощения долга. Например: "Получил ли ты  то,  что  я  тебе  обещал?"  -  "Получил".1            

Dotis dictio

Суть этого вербального  контракта состояла в обязательстве  дать приданое вступающей в брак невесты, с помощью торжественных слов, которые говорила мужу женщина, ее должник  или родственник по восходящей мужской  линии. Не требовался обмен вопросом и ответом, осуществлялась посредством  заявления одного лишь субъекта. 

Обязательство дать приданное, давалось в присутствии жениха, в  форме одностороннего заявления  отца вступающей в брак невесты, после  чего у жениха появлялись права требования приданного.

3.1.3. Promissio iurata liberti и обещание в пользу гражданской общины.

Promissio iurata liberti это клятвенное обещание вольноотпущенника патрону, предоставлять услуги в пользу бывшего хозяина. 

Клятва строго определяла содержание, качество и продолжительность  услуг, патрон не мог потребовать  большего. Этот вид стипуляции нес религиозный характер, несвойственный римскому праву, т.к. источником обязательства вольноотпущенника являлась не юридически значимая вербальная форма, а религиозная сила клятвы. 2

Информация о работе Понятие договора в Римском праве