Понятие формы государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является правовой анализ формы государственного правления и выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
дать понятие формы государственного правления;
рассмотреть монархическую форму государственного правления;
рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие формы государственного правления 5
Глава II. Монархия 8
2.1 Абсолютная монархия 13
2.2 Конституционная монархия 16
Глава III. Республика 18
3.1 Президентская республика 20
3.2 Парламентская республика 25
3.3 Смешанная республика 28
Заключение 31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Леха ТГП.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Форма правления представляет собой способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Форма  правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Темой данной курсовой работы является "Формы  государственного правления". Эта тема имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире.

В теоретическом осмыслении государства  особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Целью исследования является правовой анализ формы государственного правления и выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

    1. дать понятие формы государственного правления;
    2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
    3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Объектом исследования в данном случае выступает государство как  особая политическая, структурная и  территориальная организация общества. Предметом исследования являются различные формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.

 

Глава I. Понятие формы государственного правления

 

 

Термин «форма правления» содержится во многих конституциях стран  мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовались просто название «государство», например «Государство Израиль»).

В научной литературе существуют различные подходы к  понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия  связывают форму правления только или, прежде всего, с правовым положением главы государства. Приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других государственных органов, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер.

Форма правления традиционно  определяется как характеристика структуры  и взаимоотношений высших органов  государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то стоит учитывать и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

В управлении государством участие принимают также местные  органы государства (советы в социалистическом государстве, назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государственной власти с населением.

Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством.

Теоретическая наука  выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их  сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

Существенные черты  той или иной формы государства  нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.

Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обуславливающих  специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства  известное влияние оказывают  также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Таким образом, форма  правления раскрывает способ организации  верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и  с населением, степень участия  населения в их формировании.1

Мировой истории известны две формы правления: монархия и  республика.

 

Глава II. Монархия

 

 

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.2 Основными признаками классической  монархической формы правления являются:

-  вся полнота власти  в государстве с данной формой  правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.;

-  монарх пользуется  – титулом (король, царь, император,  фараон);

-  монарх  получает  власть, как правило,  по наследству;

-  народ не имеет  отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.

Выше уже говорилось, что основными  признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вицемонарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Для того чтобы подчеркнуть  верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

Монархия возникла в  условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В  буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Остановимся подробнее  на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.

Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления,  она имела уникальные,  только ей присущие черты. В  государствах  Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя,  патриархального быта.  Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

Феодальная (средневековая)  монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления  вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы,  не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-Саксонское государства,  Киевская Русь).  Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью   территории   и   слабой   центральной властью. Феодальная  военная  и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления.  По мере  развития феодальных отношений  общинные  земли  подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Одновременно формируется  аппарат центральной власти.  Особенность данного аппарата состояла в  том,  что  общие  органы  государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Разновидностью раннефеодального государства является  раннефеодальная империя,  которая возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных,  слабо организованных народов,  между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого, Чингисхана).  Империи  возглавлялись единым владыкою - королем, великим князем,  халифом или ханом.  В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.

Место и значимость в  структуре власти определялись не размером земельных пожалований,  а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.

Несмотря на кажущуюся  мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни.  Создавались крупные феодальные  землевладения, которые  становились  соперниками  центральной власти.  Феодалы  в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах.  Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля,  поскольку им  выгоднее  заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.

Итак, с  развитием  крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи - она распадается на  отдельные изолированные государства.

Сословно-представительная монархия - это  такая  централизованная форма государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным  органом   (собранием).3   Такие   сословно представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии.  Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.

Сословно-представительное собрание состояло из духовенства,  дворянства и представителей так называемого третьего  сословия  (купцов, ремесленников, средних землевладельцев).  Это были, как правило, совещательные органы при монархе,  занимающиеся  законодательной  деятельностью и  контролем над финансами.  Наряду с центральными органами сословного представительства создавались  и  местные  сословно-представительные органы  (провинциальные  штаты во Франции,  ландтаги отдельных земель в Германии, губские и земельные избы в России).

Информация о работе Понятие формы государственного правления