Понятие, функции, полномочия президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

Президент Российской Федерации как институт государственной власти выступает основополагающим звеном во всей системе государственного управления. Выбранная тема на сегодняшний день является особо актуальной в силу существенного увеличения роли Президента в управлении государством, и увеличения его влияния на иные институты государственной власти в частности. Президент Российской Федерации является главой российского государства, гарантом Конституции РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и функции Президента 4
2. Полномочия Президента 7
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

Президент РФ имеет возможность  оказывать влияние на содержание законов путем использования  права вето, т.е. права не подписывать  закон, принятый Государственной Думой  и одобренный Советом Федерации. По Конституции он не только подписывает, но и обнародует законы посредством  их опубликования. При этом Президент  РФ руководствуется Федеральным  законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания".

Одним из средств влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является ежегодное послание Президента РФ парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента РФ четко не определена. В нем Президент РФ озвучивает основные направления внутренней и внешней политики, которые он определяет в соответствии со ст. 80 Конституции.

Власть Президента РФ производна от народа. Поэтому его право назначать  референдум - всенародное голосование  по наиболее важным вопросам государственной  и общественной жизни - можно рассматривать  и как обязанность выносить важнейшие  вопросы и законопроекты на суд  народа. Порядок инициирования, назначения и проведения референдума регулирует Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Конституция закрепляет роль Президента РФ как координатора органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти РФ. Согласительные процедуры, которые может использовать Президент РФ для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, выражаются в обсуждении и поиске согласованных решений, которые должны приниматься с учетом интересов многонационального народа Российской Федерации и не нарушать прав и законных интересов субъектов РФ, не нарушать закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации принципы федеративного устройства. Если такие решения не будут найдены, с целью разрешения противоречий Президент РФ может обратиться в суд. Конституция не конкретизирует, в какой судебный орган может обращаться Президент РФ. В предусмотренных ст. 125 Конституции случаях споры рассматриваются Конституционным Судом РФ. Иные споры и противоречия могут быть вынесены на рассмотрение судов общей юрисдикции и арбитражных судов в соответствии с их полномочиями.

Важным средством обеспечения  статуса Президента РФ как гаранта  Конституции, прав и свобод человека и гражданина, является возможность  приостановления Президентом РФ действия актов органов исполнительной власти до решения вопроса судом. В данном случае речь может идти об актах органов исполнительной власти субъектов РФ, принимаемых  по предметам совместного ведения. Если такие акты приняты в субъектах  РФ по предметам исключительного  ведения Российской Федерации, они  очевидно должны быть приостановлены как неконституционные. Акты органов  исполнительной власти субъектов РФ, если они приняты в пределах их исключительного ведения, не будут  противоречить Конституции и  законодательству РФ. Если такие противоречия существуют, это означает, что орган  субъекта РФ, принявший такой акт, вышел за пределы своих полномочий. Такие акты также должны быть приостановлены. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" одной из функций полномочного представителя является внесение Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов, находящихся в пределах федерального округа.

В статье 86 Конституции, в  развитие норм ст. 80, сконцентрированы основные полномочия Президента РФ в  сфере внешней политики. Самое  важное из них содержится в п. "а" - это руководство внешней политикой  РФ.

Формы осуществления такого руководства многогранны: подготовка послания Федеральному Собранию, в  котором определяются и основные направления внешней политики; назначение на должность министра иностранных  дел, который находится в непосредственном подчинении Президента РФ; назначение и отзыв после консультаций с  соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах и международных организациях и др.

Контакты с руководителями иностранных государств и международными организациями являются важной частью внешней политики страны. Как глава  государства и лицо, осуществляющее руководство внешней политикой  России, Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные  договоры РФ, подписывает ратификационные  грамоты.

Президент РФ, как и президенты ряда зарубежных государств, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Этот статус позволяет ему  реализовать свои функции по охране суверенитета и целостности государства, гаранта прав человека, которые могут  обеспечиваться лишь в условиях мира. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент РФ осуществляет общее  политическое руководство Вооруженными Силами РФ. Он непосредственно руководит  Минобороны России, осуществляет предусмотренные  Конституцией полномочия по утверждению  военной доктрины РФ, назначению и освобождению высшего командования Вооруженных Сил РФ, введению военного положения, присвоению высших воинских званий.

Осуществление важного полномочия Президента РФ по введению военного положения  на всей территории РФ или в отдельных  ее местностях Конституция связывает  с определенными условиями: во-первых, оно может быть введено только в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России; во-вторых, Конституция обязывает Президента РФ незамедлительно сообщить об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации.

Одним из важных полномочий Президента РФ как гаранта суверенитета, целостности государства, прав и  свобод человека и гражданина является его право введения на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения. Президент  РФ может использовать это полномочие не по своему усмотрению, а только по основаниям, предусмотренным федеральным  конституционным законом.

Чрезвычайное положение  вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. В соответствии со ст. 102 Конституции указ подлежит утверждению  Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

К компетенции главы государства  традиционно относится решение  вопросов гражданства, предоставления политического убежища, вручения государственных  наград и званий, помилования. В Конституции  не конкретизируется, какие вопросы  гражданства решаются Президентом  РФ. Они предусмотрены Федеральным  законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве  Российской Федерации". К компетенции  главы государства отнесены вопросы  приема в гражданство Российской Федерации и восстановления в  гражданстве в общем порядке; выхода из гражданства Российской Федерации  в общем порядке; отмены решений  по вопросам гражданства Российской Федерации. Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы.

Традиционное для главы  государства право помилования  подчеркивает гуманистический характер государственной власти. Актом помилования  является решение главы государства  о смягчении наказания или  полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим  ходатайством. Решение о помиловании  принимается только в отношении  тех лиц, по делам которых вынесенный судом обвинительный приговор вступил  в законную силу. Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях  субъектов Российской Федерации" утверждено Положение о порядке  рассмотрения ходатайств о помиловании  в Российской Федерации, определяющее порядок и сроки рассмотрения таких ходатайств.

 

Заключение

 

Таким образом, Конституция  Российской Федерации закрепляет такую  государственную должность в  стране как Президент. Президент  РФ, являясь главой государства, осуществляет самые разные полномочия для реализации своих функций, вследствие чего он издает соответствующие акты, имеющие юридическую  силу.

Многие российские правоведы  высказывают мысль о том, что  такой широкий круг полномочий Президента РФ может послужить основой для  сосредоточения очень большой, если не всей, власти в руках одного человека. Действительно Конституция РФ отводит  Президенту РФ далеко не последнюю  роль в государственном механизме, наоборот Президент РФ в пределах своей компетенции может своими решениями влиять на политику государства  в целом, на международные отношения  Российской Федерации, на отношения  политических сил в стране и т.д.

Но, с другой стороны, Конституция  РФ предусмотрела гибкую систему  сдержек и противовесов, устанавливающую  ответственность Президента РФ перед  другими органами государственной  власти, ограничивающую президентские  полномочия, и тем самым, определяя  рамки его поведения. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция фактического  перераспределение  власти между Президентом РФ, с  одной стороны, и Парламентом  и Правительством – с другой.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008г.) // Российская газета от 25.12.1993г.
  2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2008г.) // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. от 09.02.2009г.) // СЗ РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 04.12.2007г.) // СЗ РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
  5. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 года № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2005г.) // СЗ РФ, 29.03.2004, N 13, ст. 1188.
  6. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. от 21.03.2005г.) // СЗ РФ, 15.03.2000 г., N 20, ст. 2112.
  7. Авакьян С.А. Конституционное право России. – М.: Городец, 2009.
  8. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М.: Юристъ, 2009.
  9. Жилинский С.Э. Наш Президент. Как он правит и как его избирают. М.: Норма, 2010.
  10. Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: Проспект, 2010.
  11. Меньшов В.Л. Конституционное право России. – М.: Форум, 2008.

 

 

 


Информация о работе Понятие, функции, полномочия президента