Понятие государства и его признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

Предмет работы - понятие и признаки государства.
Цель работы - рассмотрение и раскрытие вопроса об государстве через определение его понятия и выделение основных признаков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· дать понятие государства;
· раскрыть сущность государства с различных подходов;
· рассмотреть основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц;
· раскрыть основные признаки государства.

Содержание работы

Введение стр. 3
Глава I. Понятие государства. Исторические типы государства. стр. 4
§1. Понятие государства. стр. 4
§2. Признаки государства. стр. 4
Глава II. Функции государства. стр. 4
§1. Понятие функций государства. стр. 4
§2. Классификация функций государства. стр. 5
Глава III. Механизм государства. стр. 5
§1. Механизм государства и его структура. стр. 5
§2. Признаки механизма государства. стр. 6
§3. Понятие государственного органа. стр. 6
§4. Классификация государственных органов. стр. 6
Глава IV. Формы государства. стр. 7
§1. Понятие формы государства. стр. 7
§2. Формы правления. стр. 7
§3. Виды монархии. стр. 8
§4. Виды республики. стр. 9
§5. Унитарное государство. стр. 9
§6. Федеративное государство. стр. 10
§7. Конфедерация. стр. 10
Заключение стр. 12
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 31.34 Кб (Скачать файл)

Под формой государства понимается совокупность внешних признаков  государства, определяемых его содержанием.

В понятие формы государства  включают элементы:

  1. форму правления;
  2. форму государственного устройства;
  3. политический (государственный) режим.

§2. Формы правления.

Форма правления определяет порядок организации высших органов  государственной власти, их структуру  и компетенцию. Характер формы правления  в государстве зависит от организации  верховной власти, прежде всего от правового положения главы государства.

Различают две основные формы  правления: 1) монархию и 2) республику.

Монархия — форма правления, при которой полномочия верховной  власти осуществляются одним лицом  — монархом, пожизненно и по праву  наследования.

Республика — форма  правления, при которой полномочия верховной власти осуществляются выборными  на определённый срок государственными органами.

Верховная власть в государстве, как правило, осуществляется не только главой государства, но и системой высших органов, включающих парламент, правительство.

 

 

§3. Виды монархии.

  1. абсолютная (неограниченная) монархия, в которой монарх фактически обладает всей полнотой власти;
  2. ограниченная (конституционная), в которой власть монарха на основе конституции ограничена властью других высших государственных органов.

В абсолютной монархии вся  полнота верховной власти принадлежит  монарху. При абсолютизме нет  правовых актов, ограничивающих полномочия монарха, нет избираемого народом  парламента, участи которого в издании  законов и контроле над управлением  было бы обязательным.

Ограниченную монархию подразделяют на монархию дуалистическую и монархию парламентскую.

В дуалистической монархии законодательной властью обладает парламент, а монарх, являясь главой государства, одновременно осуществляет исполнительную власть -формирует правительство и руководит его деятельностью.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения — монарх и парламент, которые  делят между собой государственную  власть. Этот дуализм выражается в  том, что:

  • монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает и смещает правительство, которое несёт ответственность только перед ним;
  • парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, не принимает участия в формировании правительства и не уполномочен его контролировать;
  • монарх обладает правом отклонить закон, принятый парламентом, и правом роспуска парламента.

В монархии парламентской  монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Законодательной  властью в такой монархии обладает парламент, а исполнительной — правительство, формируемое парламентом и возглавляемое  премьер-министром, который также  назначается парламентом.

В парламентской монархии:

  • монарх считается главой государства, но он не может принимать участие в деятельности правительства;
  • законы принимаются парламентом, избираемым населением;
  • монарх не может подписывать законы;
  • правительство несёт ответственность перед парламентом;
  • правительство формируется той партией или партиями, которые располагают большинством мандатов в нижней палате, её лидер становится главой правительства.

§4. Виды республики.

Республика, как форма  правления имеет виды:

  1. президентская, в которой законодательная власть принадлежит парламенту, а президент формирует и возглавляет исполнительную власть;
  2. парламентская, в которой законодательной властью обладает парламент, а исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, назначаемым парламентом;
  3. полупрезидентская (смешанная), в государственном механизме которой сочетаются элементы президентской и парламентской республики.

Отличительные черты парламентской  республики следующие: верховенство парламента; ответственность правительства  за свою деятельность перед парламентом; формирование правительства на парламентской  основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы  государства либо непосредственно  парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом.

Президентская республика характеризуется  такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы  государства и главы правительства, отсутствие  института парламентской  ответственности правительства, внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства, ответственность правительства  перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической  власти; отсутствие у парламента права  на объявление вотума недоверия правительству.                          

§5. Унитарное государство.

Унитарное государство —  единое (простое) государство, территория которого состоит из административно-территориальных  единиц (район, город и т.д.).

Для унитарного государства  наиболее характерны следующие признаки:

  • наличие единой конституции и единого законодательства на всей территории государства;
  • единое гражданство для всего населения государства;
  • единая система высших органов государственной власти;
  • единая судебная система;
  • единая налоговая система.

Органы, действующие в  той или иной части государства, называются местными органами. Административно-территориальные  единицы государства управляются  на основе законов, принятых центральными органами, и их территория может  быть изменена простым общегосударственным  законом.

 

§6. Федеративное государство.

Федерация — сложное (союзное) единое государство, территория которого состоит из самостоятельных государств или государственно-подобных образований, именуемых субъектами федерации.

Субъектам федерации свойственен  ряд признаков государства, но они  не являются государствами в собственном  смысле слова, ибо не обладают суверенитетом. Суверенитетом обладает только федерация  в целом.

Федеративное государство  имеет признаки:

  • два вида конституций: федеральная конституция и конституции субъектов федерации;
  • граждане федерации являются одновременно и гражданами конкретного её субъекта;
  • в федеральном парламенте создаётся специальная палата, представляющая интересы субъекты федерации;
  • две налоговые системы: федеральная и субъектов федерации;
  • в федерации функционируют две системы высших власти — высшие органы власти федерации и высшие органы власти субъектов федерации (законодательные, исполнительные и судебные).

§7. Конфедерация.

Конфедерация не является формой государственного устройства. Это форма союза государств и, как показывает опыт исторического  развития, конфедерация является переходной формой либо к федерации, либо к распаду.

Характерные черты конфедерации:

  • образуется на основе договоров, заключаемых странами, входящими в конфедерацию;
  • члены конфедерации имеют право свободного выхода из союза (расторжение договора);
  • суверенитет конфедерации не признаётся, суверенитет принадлежит государствам, входящим в её состав;
  • в предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов, которые обычно указываются в договоре (оборона, безопасность, внешняя политика, разрешение споров между субъектами);
  • в конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, предусмотренных договором
  • парламент конфедерации образуется представительными органами её участников, которые направляют в него своих делегатов;
  • членам конфедерации принадлежит право отказа в признании актов органов конфедерации;
  • бюджет союза формируется за счёт взносов его членов;
  • субъекты имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения на передвижение лиц, товаров и капиталов между собой;
  • как правило, отсутствует единая система денежного обращения;
  • не признаётся союзное гражданство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Государство это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма  управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву  общеобязательное значение, гарантирующая  права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется  четко организованная государственная  власть.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и  как территориально построена государственная  власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют  между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Форма государства зависит  от конкретно-исторических условий  его возникновения и развития. Разнообразие форм государства еще  больше возросло в результате распада  колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых  суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации  государственных форм.

Понятие государства, его  характеристики конкретизируются при  раскрытии признаков, отличающих его  как от родового строя, так и от негосударственных организаций  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Алексеев С.С. Государство  и право. М., 1993.

2.  Теория государства  и права: Учебник для ВУЗов.  М., ИНФРА-МНОРМА, 1997.

3. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.,1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие государства и его признаки