Понятие государства Плюрализм в понимании и определении государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:30, реферат

Описание работы

Исходя из сложности данной категории, существуют различные подходы к его определению.
Аристотель определял государство как самодавлеющее общение, ни в каком другом не нуждающееся и ни от кого не зависящее.
Николо Макиавелли определял государство как общее благо.
Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей. Так, Томас Гоббс и Джон Локк считали, что государство – это продукт негласного договора людей между собой, по которому они передавали часть прав и полномочий внешней силе, то есть государству.

Файлы: 1 файл

К семинару ТГП.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Понятие государства

 

Плюрализм в понимании и определении  государства

 

Исходя из сложности  данной категории, существуют различные  подходы к его определению.

Аристотель определял  государство как самодавлеющее  общение, ни в каком другом не нуждающееся  и ни от кого не зависящее.

Николо Макиавелли определял  государство как общее благо.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство  как политическую общность, объединение, союз людей. Так, Томас Гоббс и Джон Локк считали, что государство – это продукт негласного договора людей между собой, по которому они передавали часть прав и полномочий внешней силе, то есть государству.

Кант воспринимал  государство как «общество людей, которое само распоряжается и  управляет собой».

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. Например, Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок.

В России также выделялись до революции несколько подходов к возникновению государства. В частности Хвостов и Трубецкой определяли государство как союз свободных людей, объединенных под единым началом.

Такое понимание  государства сводилось по существу к характеристике политического общества, а не государства.

В период советской власти господствовал классовый подход в определении государства, согласно которому государство – это политический механизм для поддержания власти экономически господствующего класса.

Во второй половине XX века при определении государства акцент сместился на общечеловеческие ценности. Исходя из этого подхода, государство – это политическая организация общества, необходимая для решения как сугубо классовых, так и общественных целей и задач.

Современная наука выработала новое определение государства. Государство – это особая политическая организация общества, обладающая аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руководство обществом при помощи издания общеобязательных правил поведения.

Однако независимо от разнообразных подходов государство было  и остается основным политическим институтом общества.

Однако, рассматривая государство  с разных позиций, мы выделяем лишь отдельные его аспекты, но не можем  сформулировать универсальное его  понятие. Президент США Вильсон  говорил, что он всю жизнь «безуспешно пытался найти определение государства», а французский юрист Ссель утверждал, что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные признаки исторического, политического, психологического и иного свойства.

Элементы государства

Элементы государства:

  1. Население.
  2. Территория, на которой проживает население.
  3. Органы власти.

В разный эпохи приоритет  отдавался разным элементам. Так, в  феодальном государстве решающую роль играла территория. В период абсолютизма  на первый план выдвинулись государственные органы («Государство – это я»). Сейчас же мы рассматриваем государство с точки зрения его правового характера, и поэтому сейчас приоритет отдается такому элементу, как население. Однако и остальные два элемента также, безусловно, важны. Именно эти элементы способствуют тому, что государство является не бесформенной массой народа, а организованным народом. Для государственного права народ есть предмет исследования как субъект и объект публичного права, как совокупность целого ряда публично-правовых отношений. Для государственного права территория представляет интерес только как почва государственно-правовых отношений, образующих государство, или только как часть государственно-правовой организации. Прежде всего для государственного права важно то государственно-правовое отношение, которое существует между государством и его территорией. Наконец, третья составная часть государства — органы государственной власти и их функции — есть элемент, по преимуществу присвоенный государству. В образовании и деятельности государственных учреждений или органов государственной власти, несомненно, особенно сказывается господство правовых норм.

Сущность  государства

Сущностью любого явления – это совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства - достаточно устойчивая категория, однако под влиянием различных обстоятельств она  может измениться.

Так, первоначально возникшее  раннеклассовое государство имело  своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. Однако впоследствии оно было приспособлено выражать интересы определенных социальных сил, стоящих у власти.

В настоящее время сложились  два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса. Однако сторонники этого подхода все же признают, что государство выполняет также некоторые функции, выражающие интересы всего общества: оборона страны, поддержание общественного порядка. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь, в первую очередь, на средства соглашения и компромисса. Он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению  с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.

В юридической  литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.

Социальное  назначение государства

Социальное  назначение раскрывает, для чего предназначено  государство, каким целям оно  должно служить.

Социальное  назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства  предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон, Аристотель и Гегель, социальным назначением  любого государства является утверждение  нравственности. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение - добиваться общего блага. Гоббс полагал, что назначение государства - поддерживать общую безопасность. Лассаль главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория исходила из того, что основное назначение государства - узаконивать угнетение одного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса.

На современном этапе в обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно осуществлять общесоциальные функции, то есть действовать в интересах всего общества.

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими государствами.

Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:

  1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  2. обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;
  3. обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
  4. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, то есть быть социальным;
  5. выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

В идеале назначение государства - служить человеку, создавать  необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться  и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек - высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения.


Информация о работе Понятие государства Плюрализм в понимании и определении государства