Понятие государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать понятие государства, а так же представления о его сущности и назначении. При написании работы решению подлежали следующие вопросы:
рассмотреть понятие государства и его признаки в политико-юридической литературе;
проанализировать сущность государства и его социальное назначение, рассмотреть классовое и общесоциальное в государстве;
охарактеризовать понятие государственной власти, а так же рассмотреть способы ее осуществления.

Содержание работы

Введение 3
Понятие государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций общества 4
Сущность государства и его социальное назначение. Классовое и общесоциальное в государстве 11
Государственная власть и способы ее осуществления 22
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

государство.docx

— 59.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

  1. Понятие государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций общества 4
  2. Сущность государства и его социальное назначение. Классовое и общесоциальное в государстве 11
  3. Государственная власть и способы ее осуществления 22

Заключение 27

Список  использованных источников 29

 

 

Введение

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т.п.

Процесс возникновения государства и права носит постоянный характер. Так, в начале 90-х годов ХХ столетия в результате распада СССР возникло 15 новых самостоятельных государств. Особенностью процесса возникновения новых государств современных условиях и определения их политической ориентации является то. Что он осуществляется под контролем мирового сообщества. Это позволяет избежать зарождения антидемократических режимов. В конечном счете, основными вариантами организации государственной жизни являются два подхода: люди для государства или государство для людей. Найти приемлемый консенсус в этом соотношении, как свидетельствует история, не так просто.

Цель данной работы: проанализировать понятие государства, а так же представления о его сущности и назначении. При написании работы решению подлежали следующие вопросы:

  • рассмотреть понятие государства и его признаки в политико-юридической литературе;
  • проанализировать сущность государства и его социальное назначение, рассмотреть классовое и общесоциальное в государстве;
  • охарактеризовать понятие государственной власти, а так же  рассмотреть способы ее осуществления.

Объект исследования -  государство, предмет исследования – сущность и значение государства. При написании работы использовались методы анализа, синтеза, аналогии и др.

 

  1. Понятие государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций общества

Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественным процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и порядка, безопасность граждан и общества)1.

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества. Общество – это определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т.д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования  государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития  человека, является задачей всего  общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественых отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних  и внутренних отношениях.  Государственная власть обладает  монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов (государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «ради прекрасной жизни».

Причины, или условия, формирования государственности заложены в самих общественных отношениях. Первоначально на заре своего возникновения социальная организация основывалась на присваивающем хозяйстве (охота, рыболовство и собирательство, т.е. на присвоении готовых продуктов). Человек удовлетворялся теми продуктами, которые он находил в природе2.

Постепенное развитие человеческого общества привело к тому, что в результате так называемой неолитической революции начался процесс перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли  металлургия и металлообработка. По данным археологии и этнографии, этот процесс продолжается у разных народов несколько тысячелетий. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей.

Овладение культурой земледелия, скотоводства и обработки металла дало толчек к дальнейшему развитию производительных сил, в связи с чем возник избыток продукта (прибавочный продукт), т.е. начался процесс первоначального накопления капитала и появления частной собственности, что создавало возможность привлечения дополнительной рабочей силы для развития своего производства. Постепенно развивались обменные отношения между товаропроизводителями. Продолжался дальнейший процесс общественного разделения труда и его специализация по отдельным отраслям производства, что способствовало быстрому прогрессу хозяйственных отношений, развитию ремесел, искусства, письменности, возникновению первых городов. Постепенно с развитием имущественных отношений начала усложняться структура общества. Появились социальные группы, общности, имеющие свои интересы и особенности.

Имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления общественной организацией. Важное место в такой дифференциации занимали военные вожди и жрецы, которые имели большое влияние на общество. Благодаря развитию ремесла и торговли возникли сословия ремесленников и купцов.

Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т.д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции. Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни»3.

Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками4:

  1. Народ. Государство есть союз людей, организованный  на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей прежде всего должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союзграждан с осударством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

  1. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровно-родственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Население, проживающее на территории государства, становится гражданами данного государства или подданными. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т.д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать так же права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.
  2. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, коргда действует в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам, и, во-вторых, властными полномочиями других государств.

Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право – основа власти, основа деятельности государства, т.е. организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельности – в рамках права (правового закона).

Государственная власть, в свою очередь, характеризуется следующими признаками. Во-первых, для осуществления своих функций и задач она имеет свой аппарат управления, который призван осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов. Осуществление государственных управленческих функций является их профессиональной деятельностью. Во-вторых, публичная власть является представительной, которая осуществляет свою деятельность от имени народа. В-третьих, признаком публичной власти является ее легитимность. Феномен легитимности государственной власти – признание народом права управлять им и согласие подчиняться этой власти. Необходимо отличать легитимность власти от ее легальности. Не всякая легальная власть является легитимной.

  1. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределаяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а так же на содержание социально не защищенных слоев населения.
  2. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

  • распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
  • только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
  • возможность применения мер  государственного принуждения с случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством. А суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа. Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

На современном этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются прттязаниями других субъектов права, а в международных отношениях – рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право. Международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.

Информация о работе Понятие государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций общества