Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:18, контрольная работа
Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
Введение
Понятие государства, теории возникновения государства.
Основные и дополнительные признаки государства.
Функции государства: понятие и краткая характеристика.
Заключение.
Список используемой литературы.
СОДЕРЖАЕИЕ
Введение
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Изучение процесса происхождения государства
имеет не только чисто познавательный,
академический, но и политико-практический
характер. Оно позволяет глубже понять
социальную природу государства, его особенности
и черты, дает возможность проанализировать
причины и условия его возникновения и
развития. Позволяет четче определять
все свойственные ему функции - основные
направления деятельности, точнее установить
место и роль в жизни общества и политической
системы. Среди теоретиков государства
и права никогда не было раньше, и в настоящее
время нет, не только единства, но даже
общности взглядов в отношении процесса
происхождения государства. При рассмотрении
данного вопроса никто, как правило, не
подвергает сомнению такие, например,
общеизвестные исторические факты, что
первыми государственно-правовыми системами
в Древней Греции, Египте, Риме и других
странах были рабовладельческие государство
и право. Никто не оспаривает того факта,
что на территории нынешней России, Польши,
Германии и ряда других стран никогда
не было рабства. Исторически первыми
здесь возникали не рабовладельческие,
а феодальные государство и право. Не оспариваются
и многие другие исторические факты, касающиеся
происхождения государства. Однако этого
нельзя сказать обо всех случаях, когда
речь идет о причинах, условиях, природе
и характере происхождения государства.
Над единством или общностью мнений здесь
преобладает разнобой.
В современной учебной литературе государство обычно
определяется, как политико-территориальная
суверенная организация публичной власти,
имеющая специальный аппарат, способная
делать свои веления обязательными для
всей страны. И исходя из этого, можно дать,
такое понятие государства:
Важное значение, как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства.
Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: - теологическую (божественную) , патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, органическую, материалистическую (классовую) теории.
Рассмотрим кратко каждую из выше перечисленных теорий.
1. Теологическая или
божественная теория восходит своими истоками к древнему
миру. Известно, что ещё в древнем Египте
и Вавилоне возникли идеи божественного
происхождения государства. В силу особых
взглядов и воззрений части общества духовенству
удавалось оказывать значительное влияние
на формирование общественно политической
мысли и в последующие периоды развития
человеческого общества. Наиболее прочные
позиции теологическая теория завоевала
в период становления и развития феодализма.
Религиозные учения о происхождении государства
имеют хождение и поныне.
2. Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.). Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения) . В нем последние достигают своей конечной цели - “благое жизни” - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной (“отеческой” ) власти монарха.
3. Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н.э. Софистами в Древней Греции. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к “войне всех против всех”; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта, он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти; неравенства господ и рабов как следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы. Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше”. Обосновывая договорную теорию, Руссо отмечает: “Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого” Власть монарха является производной не от божьего провидения, а от самих людей.
Аналогичных взглядов на природу власти,
государства и права
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.
4. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых
теорий государства и права. Идейные истоки
этой теории зародились еще в эпоху рабовладения.
Ее представители считали, что государство
возникает в результате насилия и завоевания.
Более развернутое научное обоснование
теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее
смысл состоит в том, что возникновение
частной собственности, классов и государства
является результатом внутреннего и внешнего
насилия, то есть путем прямого политического
действия. Государство продолжает быть
органом угнетения только в тех странах,
где еще не стерлись юридические различия
между победителями и побежденными.
Теория насилия, равно как ранее
рассмотренная естественно
5. Психологическая теория государства и права возникла в середине
XIX века. Широкое распространение получила
в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее
крупный представитель русский государствовед
и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).
Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
6. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения,
когда в целях оправдания существующего
строя развивались идеи естественного
деления населения в силу у прирожденных
качеств на две породы людей - рабовладельцев
и рабов.
Информация о работе Понятие государства, теории возникновения государства