Понятие государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Проблема соотношения гражданского общества и государства, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие государства………………………………………………………………...4
Понятие гражданского общества…………………………………………………...5
Проблемы взаимодействия между обществом и государством………………….6
Заключение…………………………………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………………………….9

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 25.99 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие государства………………………………………………………………...4

Понятие гражданского общества…………………………………………………...5

Проблемы взаимодействия между обществом и государством………………….6

Заключение…………………………………………………………………………..8

Список использованной литературы……………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема соотношения  гражданского общества и государства, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Эта проблема актуальна и  сейчас. В течении долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве  и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Гражданское общество –  это спутник правового государства, т.е. правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.  
То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия "гражданское общество", в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.

Взаимоотношения государства  и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального  организма в целом. Понимание  комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и  развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда  и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного  функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов.

 

 

 

 

 

 

Понятие государства

 

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и  управления обществом. Вначале государство  являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется  в широком и в узком смысле.

В широком смысле государство отождествляется  с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены  НАТО», «государство Индия». В приведенных  примерах под государством понимаются страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое  представление о государстве  являлось доминирующим в античности и в Средние века.

Первые теоретические попытки  разграничения государства и  общества были предприняты выдающимися  мыслителями Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Д. Локком.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается и становится актуальным в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.). В этот период времени происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества. Появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других, негосударственных, институтов политической системы. Государство является основным социально-политическим институтом общества, ядром политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан. Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает в себя следующие элементы: учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять функции не только управления обществом, но и принуждения (институционализированного насилия) как в отношении отдельных граждан, так и в отношении больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), а политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

 

Понятие гражданского общества

 
Гражданское общество — это общество, состоящее из свободных, независимых  от произвола государства граждан, способных защищать свои права и  интересы. Для координации совместной деятельности защиты индивидуальных и  общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные  институты гражданского общества. Институты  придают хаотичному движению индивидов  организованный целенаправленный характер участия в общественной жизни. Они  создают множество центров власти в различных сферах общества (экономической, политической, социальной и др.) и  тем самым ограничивают всевластие государства.

Во взаимодействии общество—государство первичным является общество. Во-первых, общество возникло задолго до появления  государства. Во-вторых, государство  является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через  свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.

Основные признаки гражданского общества:

• разграничение компетенций государства  и общества, независимость институтов гражданского общества от государства  в рамках своей компетентности;

• демократия и плюрализм в политической сфере;

• рыночная экономика, основу которой  составляют негосударственные предприятия;

• экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

• социальную основу гражданского общества составляет средний класс — это  экономически, политически, социально  независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности  обеспечить себя сами;

• приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

• идеологический и религиозный  плюрализм;

• свобода слова и средств  массовой информации.

Гражданское общество и правовое государство  возникают только на определенной стадии развития человеческого общества, на определенном уровне экономического, политического и социального  развития и политической культуры.

 

Проблемы взаимодействия между обществом и государством

 

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, необходимая для того, чтобы регулировать взаимоотношения  между различными социальными общностями и защищать общество от посягательств  извне. Английский мыслитель, один из родоначальников  теории общественного договора Томас  Гоббс (1588—1679) уподоблял государство  мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Он считал, что государство  — это зло, но это необходимое  зло. По мнению Т. Гоббса, государство  возникает в результате заключения соглашения между людьми — общественного  договора. Этот договор ограничивает права каждого члена общества, но взамен гарантирует мир и безопасность в обществе.

В своей теории общественного договора Т. Гоббс во многом упростил причины  возникновения государства, хотя суть взаимоотношений общества и государства  им подмечена достаточно точно —  это частичное ограничение прав каждого в обмен на общую безопасность. Однако это «ограничение прав», считал Т. Гоббс, не должно быть чрезмерным.

В реальной жизни государство как  институт управления всегда стремится  к возможно большему контролю над  обществом. Это стремление заложено в самой структуре политического  управления, основу которого составляют властные отношения — господство и подчинение. И чем жестче структура  соподчинения, чем прямолинейней  вертикаль власти, тем проще механизм управления. Поэтому государство  стремится, насколько это возможно, придать обществу свои структурные формы. Там, где ему удается подчинить своей власти все иные социальные институты, возникают абсолютные монархии и тоталитарные режимы, которые структурируют все общество по своему образу и подобию.

Общество в лице представителей определенных социальных слоев и  классов также стремится, насколько  это возможно, ограничить пределы полномочий государства. Для этих целей создаются различные органы контроля за деятельностью государства. В России в разные исторические периоды возникали такие органы ограничения государственных полномочий (вече, боярская Дума, Святейший Синод, Государственная дума и др.).

В период формирования гражданского общества для ограничения пределов полномочий государства и для  регламентации поведения всех граждан  общества появляется специальный свод законов — конституция.

Доконституционный этап развития общества и государства считается традиционным. Наиболее типичным воплощением такого типа государства является монархия. Пределы властных полномочий традиционного государства определялись спонтанно, в зависимости от расстановки политических сил в обществе и государстве.

С возникновением конституционных  норм появляются сознательно создаваемые  правовые рамки, ограничивающие деятельность государства и общества. Пределы  полномочий государства значительно  сужаются. Одновременно возрастают пределы  компетенции негосударственных  институтов и организаций. Таким  образом, создаются условия для  возникновения гражданского общества и правового государства. Конституция  является той законодательной базой, тем общественным договором, на основании  которого строятся взаимоотношения  общества и государства.

Конституция (от лат. constitution — устройство, установление) — это свод законов (Основной закон), в котором зафиксированы принципы политического, социально-экономического и общественного устройства страны. В конституции закреплены также принципы и механизмы образования и функционирования государственных органов, политических и общественных организаций и институтов, права и обязанности граждан. Конституция является нормативной правовой базой, на основе которой строятся отношения между гражданским обществом и государством.

В то же время наличие конституции  еще не является гарантией того, что в обществе будут соблюдаться  права и свободы граждан, а  государство будет действовать  в строгом соответствии с принятыми  законами. В России конституции принимались  пять раз — в 1918, 1925, 1938, 1978 и 1993 гг., но от этого наша страна не стала  более демократической. Напротив, самые жестокие (сталинские) репрессии пришлись на период действия наиболее демократической (по содержанию) Конституции 1937 г. Объективности ради следует сказать, что и во многих других странах со времени принятия конституции до возникновения правового государства и гражданского общества проходили многие десятки и даже сотни лет.

 

 

 

Заключение

Подводя итог данной работе, следует сделать следующие выводы:  
Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.  
Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г.Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда.

В современном понимании  гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности  социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.

Информация о работе Понятие государства