Понятие государственной власти и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

Государственная власть – 1) право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и корректировать, подчинить своей воле; 2) действующие органы государственной власти; 3) лица обличенные высшими полномочиями.
С момента введения в научный оборот понятия «государственная власть» многие ученые правоведы пытались в различные исторические периоды дать этому явлению свое определение, руководствуясь экономическими, социальными, политическими факторами, которые имели место быть в данный конкретный период. Соответственно, точки зрения на понятие государственной власти менялись по мере развития общества, научной мысли и все это привело к тому, что возникло множество научно-обоснованных концепций, теорий и подходов к определению государственной власти.

Содержание работы

Понятие и сущность государственной власти…….….стр.3
Понятие и классификация методов осуществления государственной власти………………………………………………………….стр.13
Список использованных источников и литературы………..стр.17

Файлы: 1 файл

Государственная власть понятие.docx

— 36.91 Кб (Скачать файл)

Однако  данный подход не совсем корректен. Если говорить об отождествлении понятий  государственной власти и государства, то последнее понятие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своего институционального признака. Если соотнести государственный орган и государственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание. Правильнее рассматривать орган государства как форму реализации государственной власти.

 

Концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий. А.Ф. Малый приходит к выводу о преобладающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами. Система государственной власти в рамках данного подхода также отождествляется с системой государственных органов. Действительно, исходя из определений государственной власти как совокупности полномочий, достаточно просто объяснить разделение власти по вертикали и по горизонтали, а также раскрыть понятие единства государственной власти.

В данной концепции несколько спорных моментов. Во-первых, не раскрыта природа государственной власти, ее основа. Во-вторых, не совсем ясно назначение государственной власти при ее рассмотрении в качестве совокупности полномочий. В-третьих, не определены категории субъект и объект государственной власти.

Сопоставление существующих учений о природе государственной  власти позволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированию понятия государственной власти:

1. Все  концепции сходятся в вопросе  о том, что составляет сущностную  основу государственной власти  к власти вообще. Центральным  элементом государственной власти  является категория подчинения. В разных концепциях она носит разные наименования: категория господства в силовой концепции, подавление или «присвоение чужой воли» в волевой трактовке, элемент субординации в функциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себе другую.

2. В вопросе,  как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения. Соответственно силу власти определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что только добровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов и гражданского общества создает возможность для эффективной реализации государственной власти.

3. От  решения вопроса о том, как,  какими методами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон властеотношения, их содержание. Традиционным подходом для большинства концепций является выделение субъекта и объекта государственной власти. Субъект - это активное подчиняющее начало, а объект - это подчиняющаяся пассивная сторона.

Все названные  подходы объединяет то, что они  представляют собой попытку определить сущность государственной власти, ее систему и методы реализации. Ни одно определение государственной власти не работает как универсальное, базовое и ни одно из них не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Получается, что современная правовая наука предпочитает плюрализм в определении государственной власти. Действительно, понимание государственной власти - это вечная и важная проблема, так и не получившая до сегодняшнего дня бесспорного разрешения именно обращение ко всем вариантам определения власти способствует более полному и всесторонней разработке и анализу государственной власти.

Раскрывая сущность государственной власти не возможно не сказать о  единстве и разделении властей. Обе концепции – единства и разделения имеют достаточно продолжительную историю. При этом единство власти в большинстве государств рассматривается с точки зрения единства источника и целей функционирования различных властных институтов.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для  диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур ХХ века. В этих государствах закреплено институционное единство власти, то есть принадлежность всей полноты власти одной ветви (системе органов). При этом этот орган власть не с кем не делит.  Такой подход имел место в России в советский период. Сегодня он закреплен в отдельных социалистических государствах – КНР, КНДР, Куба.

Как основополагающий принцип составного учения о демократическом  государстве концепция разделения властей впервые была сформулирована Д. Локком и развита в последствии Ш. Монтескье. Она предполагает институционное распределение единой государственной власти между различными ветвями (органами). Традиционными ветвями считаются: законодательная, исполнительная, судебная. В свою очередь самостоятельные ветви государственной власти не являются изолированными – демократическое единство, в котором закреплена данная концепция, не мыслимо без развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдержек и противовесов.

Непреодолимой грани между единством и разделением  властей нет и быть не может. Более  того в некоторых государствах исповедуется и закреплен принцип – единства и разделения государственной власти. Многие считают, что такой подход закреплен в Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. понятие и классификация методов осуществления государственной власти

 

В словарях слова «метод» и «способ» понимаются как близкие по смыслу: «Метод. 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь... 2. Способ действовать, поступать каким-нибудь образом, прием». «Способ. Действие или система действий, применяемые при осуществлении чего-нибудь».

В юридической  литературе метод понимается более  широко, чем способ («методы убеждения  и принуждения», «методы правового  регулирования»). Представляется, что  метод можно понимать как систему  способов воздействия. При всей условности такого употребления терминов предложенный подход полезен, он позволяет четче  понять соотношение рассматриваемых  понятий. Это род и вид. А способ в свою очередь состоит из средств, приемов, действий.

Арсенал методов реализации государственной  власти достаточно разнообразен. В  современных условиях значительно  возросла роль методов морального и  особенно материального стимулирования, используя которое государственные  органы воздействуют на интересы людей  и тем самым подчиняют их своей  властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления  государственной власти, несомненно, относится убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всём её историческом пути.

Убеждение – это метод активного  воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для  формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей  и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических  средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения  связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через  сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают  личностное значение. Убеждения тем  и отличаются от простого знания, что  они неотделимы от личности, становятся её узами, из которых она не может  вырваться, не причинив вреда, своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли  Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непрерывно должно совершиться самостоятельно в нашей  собственной голове…». Известный русский публицист и философ второй половины XIX века вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, но лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия, человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей  за свои действия и поступки. Между  убеждениями и поведением нет  промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведении, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения  к практическим действиям – так  функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и знание этого метода осуществления государственной  власти закономерно возрастают.

Государственная власть не может обойтись без особого метода государственного принуждения. Используя его, властвующий  субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение –  психологическое, материальное или  физическое (насильственное) воздействие  полномочных органов и должностных  лиц государства на личность с  целью заставить (принудить) её действовать  по воле властвующего субъекта, в интересах  государства.

Само по себе государственное принуждение  – острое и жесткое средство социального  воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает её и поэтому способно обеспечивать безусловное доминирование  в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое  положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения  подавляются, тормозятся интересы и  мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно  полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее  может обернуться произволом государственных  органов, ставящих личность в никем и ничем не защищённое положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным. Например, в Советском Союзе под диктаторской рукой партии в начале 20-х годов при осуществлении «Новой Экономической Политики» (НЭП) проводилась, так называемая, продовольственная разверстка, которая предусматривала безвозмездное изъятие излишков продовольствия (в частности хлеба) у крестьян, объём которых не был строго определён, что в последствии привело к сильнейшему голоду в хлеборобных районах страны, таких как Поволжье и Кубань. По некоторым историческим данным в этих районах от голода погибло около 1 миллиона человек.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддаётся контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами».

Чем выше уровень правовой организации  государственного принуждения, тем  он в большей мере выполняет функции  позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной  власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового  принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия  – проверка документов с целью  предотвращения правонарушений, прекращение  или ограничения движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных  бедствиях и другое; правовое пересечение  – административное задержание, привод, обыск и так далее; меры защиты – восстановление чести и доброго  имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981.
  2. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть.
  3. Хрестоматия по теории государства и права. Т. Н. Рядько. 2005.
  4. Юридическая энциклопедия. Изд. «Норма». 2001.
  5. Теория государства и права (энциклопедический курс) О. Ф.  Скакун 2007.

 

  1. Интернет портал «Право» www.prawo.ru

 

 

 

 


Информация о работе Понятие государственной власти и ее функции