Понятие и основные признаки права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.
Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.1Понятие права…………………………………………………………..……4-9
1.2 Основные признаки права………………………………………………………
1.3 Право и закон……………………………………………………………...…..13
1.4 Основные принципы права……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

курсовая-понятие и основные признаки права.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции РК).

Все статьи гл.2 «Права и  свободы человека и гражданина»  последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках  статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящемся на территории Казахстана, независимо от того, является ли он гражданином РК, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в  ст.31-33 сформулированы права, принадлежащие  только гражданам РК. Это преимущественно  политические права: право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение составляет ст.36, которая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут  только граждане РК: защита Отечества (ст.59), возможность осуществления  своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст.60). Только на граждан РК распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст.61), возможность иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст.52).

Государство закрепляет права индивида не произвольно; оно закрепляет естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - не «дар» законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимосвязей людей.

Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением  его интересов в материальной и духовной сферах. Поэтому интерес  выступает естественной движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества.

Принимая на себя обязательства  по обеспечению прав граждан, государство  имеет право требовать от них  правомерного поведения, которое соответствовало  бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти, располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Все сферы действия правового  статуса в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении  и ответственности личности перед  обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет последствия, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими  людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и  по отношению к согражданам. Поэтому обязанность - столь же важный и необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА

 

Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие права.

Виды источников права:

  • социальные источники права - развивающиеся общественные отношения (социальная обусловленность права);
  • государственные источники права - государство в лице его законодательных органов;
  • юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты. 

Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах.

Источник позитивного  права - это форма выражения государственной  воли, направленной на признание факта  существования права, на его формирование, изменение и констатацию факта  прекращения существования права  определенного содержания.

Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума -  всего народа) должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом; источник содержания и юридической силы позитивного права.

Государственный орган - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Законодательные органы государства - органы, устанавливающие  общеобязательные требования, которые  исполнительная власть должна проводить  в жизнь и которые служат законодательной  основой для деятельности судебной власти.

Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы.

Стадии законодательного процесса:

  1. законодательная инициатива;
  2. обсуждение законопроекта;
  3. принятие закона;
  4. опубликование (промульгация) закона.

Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.

Признаки законодательной  воли:

  1. носит специфический политико-правовой характер;
  2. имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее по поручению общества.

Носители законодательной  воли -  носители публично-властных правомочий; специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной  функции политически дееспособные лица.

Юридические источники права - внешняя форма права, означающая выражение государственной воли вовне.

Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном праве конкретной страны.

Правовой акт - акт, устанавливающий  нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от уполномоченного на его издание государственного органа (или всех политически дееспособных граждан) , содержащий излагаемые в  определенной последовательности правовые нормы и имеющий свои пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Индивидуально-правовые акты издаются правоприменительными органами, не содержат правовых норм и не являются источником права, юридически обязательны только для фиксированных в акте лиц.

Действие нормативно-правового  акта - порождение тех юридических  последствий, которые в нем предусмотрены.

  1. Действие нормативно-правового акта во времени продолжается с момента вступления нормативно-правового в силу и до момента утраты им силы.
  2. Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия.
  3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает распространение нормативных требований на указанный в акте круг (категорию) лиц, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, обладающих дипломатическим суверенитетом. 

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом законодательном  порядке высшим представительным органом  государства, обладающий высшей юридической  силой и выражающий государственную  волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Структура закона - логическое его деление на разделы, главы, статьи.

Содержание закона - правовые нормы.

Законы:

  • Конституционный федеральный закон
  • Федеральный закон
  • Законы субъектов федерации

Подзаконный нормативный  акт - разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных  предписаний или их толкования, или  установления первичных норм.

Виды подзаконных актов:

по субъектам издания  и сфере распространения:

  • Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства).
  • Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах.
  • Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств.
  • Внутриорганизационные подзаконные акты, которые издаются различными организациями для регламентации внутренних вопросов и распространяются только на членов организации.

Юридическая сила - "указание" на место акта, его значение, его  верховенство или подчиненность.

Норма права.

Норма права — это:

  • признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
  • общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного поведения субъектов права.

Для правовых норм характерна системность, которая заключается  в:

  1. согласованности — непротиворечивости содержания правовых норм, т.е. одинаковому подходу к регулируемому отношению, и
  2. соподчинении — моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от их юридической силы.

Так же правовые нормы  имеют специализацию, т.е. каждая из них регулирует определенную область  общественных отношений или фиксирует  определенный  способ правового  регулирования.

Каждая правовая норма  имеет логическую структуру.

Логической структурой правовой нормы является следующая схема: если, то, иначе, - эти слова соответствуют гипотезе, диспозиции и санкции.

Информация о работе Понятие и основные признаки права