Понятие и основные признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Государство, являясь важнейшей составной частью политической организации общества, неразрывно связано с правом. Без принятия законов и без подзаконных актов издаваемых государственными органами, государство не могло бы регулировать общественные отношения, а, следовательно, оказывать влияние на поведение граждан и деятельность учреждений, организаций и предприятий. В законах государства находит свое выражение государственная воля. Издавая законы, государство контролирует их выполнение, а в случае необходимости приводит в действие механизм принуждения к нарушителям закона.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………с.3
1.Понятие правового государства……………………………………………...с.4
2.Признаки правового государства…………………………………………….с.6
Заключение……………………………………………………………………..с.11
Список использованных источников и литературы…………………………с.12

Файлы: 1 файл

контр. ТГП.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория государства и права»

ТЕМА: «Понятие и основные признаки правового государства»

 

 

 

студента 1 курса

                                                                     специальности (направление)

Юриспруденция

заочная форма обучения,

группа 26ю121-з СОП

Терехова  Л.А.

Проверил:

_____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                       _______________2013

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………с.3

1.Понятие правового государства……………………………………………...с.4

2.Признаки правового государства…………………………………………….с.6 Заключение……………………………………………………………………..с.11

Список  использованных источников и литературы…………………………с.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство, являясь важнейшей  составной частью политической организации  общества, неразрывно связано с правом. Без принятия законов и без  подзаконных актов издаваемых государственными органами, государство не могло бы регулировать общественные отношения, а, следовательно, оказывать влияние  на поведение граждан и деятельность учреждений, организаций и предприятий. В законах государства находит  свое выражение государственная  воля. Издавая законы, государство  контролирует их выполнение, а в  случае необходимости приводит в  действие механизм принуждения к  нарушителям закона. В праве закрепляется устройство государства, организация  и порядок образования государственных  органов, их полномочия и порядок  взаимоотношений государственных  органов между собой. Следовательно, государство, являясь важнейшим  инструментом правящих политических сил  общества, само себя организует посредством  права.

Мнения о том, кто был родоначальником  теории правового государства различаются. Однако многие юристы сходятся на том, что философское обоснование  теории правового государства дал  великий немецкий философ И. Кант (1724-1804 гг.). Другие немецкие ученые первой половины XIX века, Т.К. Велькер и Р. фон-Моль и ряд их последователей уже детально раскрыли свое понимание  правового государства. В России последователями теории правового  государства были видные русские  юристы дооктябрьского периода Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.М, Новгородцев  и др.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  правового государства.

 

Правовое  государство - это такая форма организации деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.[1]

Впервые о необходимости создания правового  государства в России было официально заявлено в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года.

Согласно статьи 1 Конституции РФ, Российская Федерация представляет собой правовое государство и тем самым ориентируется на всемерное развитие и укрепление прав и свобод граждан, на устранение любого произвола, насилия над личностью.  
         В основе современного понимания правового государства лежат идеи Канта, Монтескье, Гегеля и других мыслителей XVIII и XIX веков. Критикуя феодальное государство как полицейско-бюрократическое, где царит произвол над человеком, его правами, свой идеал мыслители видели в правовом государстве. В основе такого государства должна лежать свобода личности с ее неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами. Взаимодействие личности и государства основывается на праве и верховенстве закона. Государственный аппарат устроен таким образом, что никакой орган государства не может узурпировать, присвоить себе всю государственную власть в ущерб правам человека и другим ветвям власти.[2]

Идея правового государства  прежде всего противоположна произволу  во всех его разновидностях: диктатуре  большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

 

1-Винниченко О.Ю.,Попов В.И.Теория  государства и права/ О.Ю.Винниченко, В.И.Попов.-Москва: Проспект 2010.-с.199.

2- http://www.finteoria.ru/tgp_pravovgos.html

 

  • Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства.
  • Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.
  • Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.

Правовое государство требует  наличия следующих институтов:

  • Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.
  • Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

Важную  роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического  поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.[3]

 

 

 

 

 

 

3- http://www.wikipedia.org/wiki/

2.Признаки  правового государства

 

Идеал правового  государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди  важнейших принципов правоведы  обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В  то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество  индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства  также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых:

  • суды отделены от других ветвей власти (исполнительной законодательной) и изолированы от внешнего давления;
  • судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов;
  • существуют гарантии справедливого судебного разбирательства.[3]

Основные  признаки правового государства:

  • Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

 Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. На первом месте в таком государстве стоит право, что и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство  закона означает, что закон обладает высшей

 

3- http://www.wikipedia.org/wiki/

 

юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему  соответствовать. Отсюда следует, что  никакое должностное лицо или  орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ  как целое, не могут совершать  действия за пределами рамок, установленных  законом. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим  узаконенным или заранее оговоренным  процедурам. Должны быть легальные  и эффективные способы заставить  правительство и любых должностных  лиц подчиняться правовым нормам.

Правление по закону также является антитезой  отсутствию правопорядка и самосуду. Одна из главных задач государства  состоит в обеспечении безопасности, в частности, государство должно быть единственным источником легитимного  применения силы. Правовые процессы должны быть достаточно прочными и доступными, а деятельность правоохранительных органов эффективной.

  • Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.

В социально-политической жизни свобода человека выступает  как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем  больше они гарантированы, тем свободнее  личность. Если же естественные права  человека ущемлены, то он чувствует  себя неуверенно, униженно, теряет способность  к творчеству, ограничивая таким  образом собственное развитие и  развитие общества. Правовое государство  провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

  • Взаимная ответственность государства и личности.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу  личности, не является односторонней  привилегией личности. Последняя, в  свою очередь тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

  • Разделение властей.

Это принцип  разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом — вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. [4]

  • Равенство перед законом.

Законы  в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе  к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во

4- http://www.edu.glavsprav.ru/info/pravovoe-gosudarstvo/

внимание  происхождение, власть, обеспеченность или общественноеположение стоящих  перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления  по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан.

Отступления от этой нормы в современное время  получило название «избирательное правосудие».

Обобщённость  правовых норм. Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации.

Равный  доступ к правовой системе. В силу социального неравенства, некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

Информация о работе Понятие и основные признаки правового государства