СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, назначения и функции
конституции РБ……………………………3
2. Понятие и политико-правовое
значение суверенитета………………………8
3. Основные черты конституционного
строя РБ……………………………….10
4. Литература……………………………………………………………………...15
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЯ И ФУНКЦИИ
КОНСТИТУЦИИ РБ.
Слово «конституция» происходит
от латинского слова «constitution»
- установление, устройство. Конституция
- это Основной Закон государства, определяющий
его общественное и государственное устройство,
порядок и принципы образования представительных
органов власти, избирательную систему,
основные права и обязанности граждан.
Конституцию можно определить
как нормативный правовой акт,
обладающий высшей юридической
силой. По этой причине ей нередко
сопутствует второе название - Основной
Закон.
Все современные конституции,
по меньшей мере, закрепляют два
важных аспекта, которые составляют
предметы конституционного регулирования:
• провозглашение и гарантирование
прав и свобод человека и
гражданина;
• организацию государственной
власти, а часто и определение
основы конституционного строя,
форму государства (форму правления,
государственного устройства и
др.).
Определение сущности конституции
имеет важное значение для понимания
этого документа, выявления тех целей,
к достижению которых должны стремиться
общество и государство.
Конституция отличается от
других правовых актов.
Во-первых, Конституция устанавливает
особый объект регулирования. Чаще
всего в конституциях регулируется
механизм решения общегосударственных
вопросов.
Во-вторых, Конституция принимается
особым субъектом. Существуют различные
способы принятия конституций. Например,
основные законы Лихтенштейна, Непала
были «дарованы» народу монархом.
Такой же характер носили конституции,
данные Великобританией своим
колониям в ходе деколонизации
африканского континента.
Общепризнанные легитимные
способы принятия конституции - с
помощью учредительного собрания
или референдума. Первым способом, например,
была принята ныне действующая Конституция
США (Конституционным конвентом в 1787 году),
а также Конституции Италии (1947 год), Индии
(1948 год), Болгарии и Румынии (1991 год); а
вторым (референдумом) - во Франции (1958
год), Испании (1978 год), Российской Федерации
(1993 год), Армении (1995 год).
Во многих странах конституция принимается
парламентом (Украина - 1996 год, Молдова
- 1994 год, Узбекистан - 1992 год, Грузия, Польша,
Нидерланды, Вьетнам, Мозамбик и др.).
В Республике Беларусь Конституция
была принята в 1994 году, а в 1996
и 2004 годах в нее были внесены
некоторые изменения, принятые на
референдуме.
Конституция - Основной Закон государства,
обладающий высшей юридической силой,
имеющий обычный (неписаные конституции)
либо особый (писаные конституции) порядок
своего изменения, закрепляющий основы
государственного и общественного строя,
формы правления, государственного устройства,
принципы избирательной системы, порядок
формирования и компетенцию основных
государственных органов, регулирующий
важнейшие общественные отношения между
личностью, с одной стороны, государством
и обществом - с другой.
Конституции обладают следующими
функциями, то есть государственно-общественным
предназначением и способами
его реализации:
Юридическая - Конституция Республики
Беларусь является Основным Законом,
главным источником права и
регулятором важнейших общественных
отношений.
Политическая - Конституция Республики
Беларусь определяет государственный
строй, основы отношений личности
с государством, является правовой
основой политической системы, определяет
конституционные рамки избирательной
системы.
Экономическая - Конституция Республики
Беларусь закрепляет две формы
собственности: государственную и
частную (статья 13).
Социальная - Конституция Республики
Беларусь (статья 1) провозглашает наше
государство социальным.
Любая конституция обладает
совокупностью различных свойств
- юридических, политических и идеологических.
Их соотношение и степень выраженности
в каждой стране имеют свою
специфику и во многом зависят
от содержания конституции.
Указанные свойства позволяют
установить место конституции
в общей системе правовых источников
государства, определить ее влияние
на политическое, экономическое, социальное,
духовное развитие общества. В
силу того что Конституция
Республики Беларусь прежде всего
юридический документ, рассмотрим
сначала юридические свойства.
Юридические свойства Конституции:
Конституция является главным,
Основным Законом страны. Это
означает, что на ее основе
формируется вся система текущего
законодательства, в ней определяется
компетенция государственных органов.
Конституция — основной, первичный
источник национального законодательства.
Поэтому она является ядром
правовой системы. Часто в самой
конституции указывается, в каких
случаях для дальнейшего развития содержащихся
в ней положений должны быть приняты законы.
Например, в тексте Конституции Республики
Беларусь ссылка на закон делается примерно
сто раз.
Конституция закрепляет правовой
статус органов государственной
власти и определяет иерархию
принимаемых ими нормативных
правовых актов. При этом следует
иметь в виду, что сама Конституция
обладает верховенством по отношению
ко всем иным нормативным правовым
актам.
Приоритет Конституции по
отношению к иным актам также
подкрепляется спецификой ее
принятия, изменения или отмены.
Юридический вес конституционных
норм предопределяется их верховенством
не только по отношению к
разрабатываемым нормативным актам,
то есть необходимостью базирования
этих актов на Конституции, но
и обязанностью привести ранее
принятые акты в соответствие
с Конституцией.
Юридическим свойством Конституции
является ее стабильность, устойчивость.
Нередко это зависит от стабильности
общественных отношений.
Стабильности Конституции в
юридическом плане содействует
предусматриваемый в ней усложненный
порядок ее принятия.
Политические свойства Конституции:
Конституция является не
только юридическим, но и политическим
документом, в котором закрепляется
организация государственной власти,
ее взаимоотношения с различными
силами общества - партиями, объединениями,
союзами и т.д. В этом ее первое
политическое свойство.
Конституция обладает учредительным
характером, то есть посредством
ее норм создаются определенные
базовые ценности либо меняются
те, которые были до нее.
Конституция как документ
политический может рассматриваться
и в качестве программы. В этом
смысле она содержит ориентиры
развития государства и общества.
Конституция, содержит нормы-цели, определяющие
направления движения всех участников
политического процесса. Практически
все современные (демократические)
конституции содержат нормы-принципы,
нормы-цели, которые являются основой
для реальных действий межгосударственных
институтов (органов представительной,
исполнительной, судебной властей)
в настоящем, а не в каком-то
отдаленном, хотя и обозримом
будущем.
Идеологические свойства Конституции:
В конституционных нормах
формируется определенная система
взглядов и идей. Идеологические
установки пронизывают все содержание
Конституции. В ней отмечена роль
государства, его отношения с
обществом и индивидами, права
и свободы человека.
Конституция - это мировоззренческий
документ, оказывающий большое влияние
на духовную жизнь общества, способствующий
распространению и утверждению
определенных политических и
правовых идей, представлений, ценностей.
Но эти идеологические свойства,
как свидетельствует мировой
опыт, по-разному проявлялись в
отдельных конституциях и на
различных этапах конституционного
развития.
Современные конституции, к
которым относится и действующая
Конституция Республики Беларусь,
свободны от явных идеологических
«нагрузок». Демократия в Республике
Беларусь, как это закреплено
в статье 4 Конституции Республики
Беларусь, осуществляется на основе
многообразия политических институтов,
идеологий и мнений. При этом
следует иметь в виду, что согласно
части второй указанной статьи
идеология политических партий,
религиозных или иных общественных
объединений, социальных групп не
может устанавливаться в качестве
обязательной для граждан. Существующая
ныне Конституция Беларуси лишена
таких радикальных идеологических
определений и установок, как
«социалистическое государство», не
несет классового характера. Более
того, каждому гарантируется свобода
мнений, убеждений и их свободное
выражение (статья 33).
Вместе с тем Конституция
Республики Беларусь, как и конституции
стран зрелой демократии, содержит
политические и правовые концепции,
принципы функционирования государственно-правового
механизма, взаимоотношения государства,
общества и человека.
Таким образом, в Конституции
формулируются фундаментальные
ценности, являющиеся лучшими достижениями
человеческой мысли. К ним можно
отнести правовое, демократическое,
социальное государство; многообразие
форм собственности; признание человека,
его прав и свобод как высшей
ценности общества и государства;
демократию, свободу, достоинство, семью,
особую заботу о ветеранах войны и труда,
лицах, утративших здоровье при защите
государственных и общественных интересов,
и другое.
ПОНЯТИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ
ЗНАЧЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА. СУВЕРЕНИТЕТ
ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ
ЛЮБОГО ГОСУДАРСТВА.
Данное понятие было разработано
в Средние века. В литературе
отмечается, что классическое определение
суверенитета было дано французским
философом Ж. Баденом в его
первой из 6 знаменитых книг о
политическом сообществе (1576г.): «Всеобщая
абсолютная и постоянная власть
над гражданином» и «Суверенитет
подданным в политическом сообществе».
Разработанная в Средние
века теория суверенитета абсолютизировала
власть абсолютных монархов. Но
в 17-18 вв. подход к сущности суверенитета
стал изменяться и этому способствовала
буржуазная революция. Суверенитет связывался
не с абсолютизмом, а с народом и государством
(Руссо).
В начале 20 в. появляется термин «национальный
суверенитет». В Науке конституционного
права существует 3 суверенитета:
- Государства
- Народа
- Нации
Единого подхода по вопросам
сущности, соотношения видов суверенитета
нет.
Суверенитет — (франц.) «верховенство»,
«независимость», «самостоятельность».
В государстве не может быть
несколько суверенитетов, он один
и неделим, а выделение видов
лишь условно.
Первичен суверенитет народа,
т.к. во всех Конституциях есть
положение, что народ является
источником государственной власти.
Сам по себе он реализоваться
не может. Это возможно только
в условиях наличия государства,
государственных органов, законодательства.
Нация — часть народа, проживающего
в государстве. В Советской Конституции
было право на самоопределение
нации вплоть до определения
и образования самостоятельности
государства.
В самостоятельном государстве
каждая нация станет заявлять желание
отделится от этого государства и определить
свое государство. В итоге идея суверенной
нации станет оружием к средству распада
государства.
В современных Конституциях
есть положение, закрепляющее, что
территория данного государства
едина и неделима. Следовательно,
есть заслон на распад государства.
Суверенитет РБ впервые был
закреплен в Декларации Верховного
Совета 27 июля 1990г. 25 августа 1991г. был
выдан закон «О предании статуса
конституционного закона Декларации
о государственном суверенитете»,
который просуществовал до 15 марта
1994г. (принятие Конституции). Эта
Декларация не отменена, но ее
положения практически полностью
перекочевали в Конституцию.
Признаки суверенитета РБ
проявляются в: Верховенстве, единстве
и независимости государственной
власти. Верховенство власти проявляется
в том, что она принадлежит
народу (ст.3 Конституции). Единство
проявляется в наличии системы
органов, составляющих в совокупности
единую государственную власть.
Независимость проявляется в
том, государственная власть самостоятельно
реализует свою внутреннюю и
внешнюю политику.
Наличии своей территории (ст.9 Конституции).
Наличии собственных вооруженных сил.
Наличие своего гражданства (ст.10 Конституции).
Наличии собственной денежной и финансово-кредитной
системы.
Самостоятельности в вопросах
науки, культуры и других сфер.
Наличии государственной символики
(гимн, герб, флаг).
Под гарантией суверенитета
понимаются материальные, организационные
и правовые условия, делающие
реальностью независимость государства.