Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать понятие государства;
• раскрыть сущность государства с различных подходов;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и сущность государства
1.1 Понятие государства
1.2 Сущность государства
1.3 Теории происхождения государства
Глава 2. Признаки государства
Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть
2.2 Государственный суверенитет
2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

понятие и признаки гос-ва.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 В публичном смысле  государство - универсально значимая  власть, призванная для охраны  прав и свобод личности, обеспечения  безопасности граждан и общества  в целом, установления законности  и правопорядка Там же.. В функциональном  смысле государство - способ регулирования и упорядочения общественных отношений Там же.. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве.

Любая концепция налога неизбежно приводит к определенным политическим шагам и выработке  определенной тактики в политической и социальной сферах. Налог непосредственно  влияет на политический порядок, но он испытывает и обратное воздействие  политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может от нее абстрагироваться.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской  налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи  Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством".

Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. "Этим он отличается от доходов с государственных имуществ и займов, которые представляют собой средства, получаемые государством из деятельности такой же, как и деятельность частных граждан.

 

Возможности налогообложения  являются существенным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как  чеканка монеты и отправление  правосудия" Там же..

Таким образом, можно  сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, можно  сделать следующие выводы.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это организация  политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет  неполным, бедным, односторонним и  в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства  связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без  его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства  важно при решении еще одной  методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).

Что касается признаков  государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство  характеризуется следующими признаками:

*наличием публичной  власти, выделенной из общества  и не совпадающей с населением  страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

*системой налогов,  податей, займов (необходимы для  проведения определенной политики  и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

*территориальным делением  населения (государство объединяет  своей властью и защитой всех  людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

*связью с правом (государство  не может существовать без  права, так как последнее юридически  оформляет государственную власть  и тем самым делает ее легальной,  определяет юридические рамки  и формы осуществления функций  государства и т.п.);

*суверенитетом (присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость  в международных отношениях).

В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных  признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

 

Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская  газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной  границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84.

Литература

3. Абдулаев М.И. Теория  государства и права. Учебник. 2004. - 410с.

4. Бошно С.В. Теория  государства и права. Учебное  пособие. 2007. -400 с.

5. Венгеров А.Б. Теория  государства и права. Учебник. 2000. -528с.

6. Верещагин С.Г. Налог  как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь  2007. - N 12.

7. Гринин Л. Е. 1997. Формации  и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты  социологии истории // Философия  и общество. № 5. - С. 19-21.

8. Доржиев Ж.Б. Теория  государства и права. Учебно-метод.  Пособие. ВСГТУ, 2005. - 345с.

9. Елеонский В.О. Страницы  истории: права граждан и теория  советского права // Гражданин  и право, июнь 2008. - N 6.

10. Иванов А.А., Иванов  В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. - 303с.

11. Ильин И. А. Теория  права и государства (воспроизводится  по изданиям 1915 и 1956 гг.)- Москва, издательство "Зерцало", 2003.

12. Комментарий к Конституции  Российской Федерации / под общ.  ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009.

13. Комментарий к Конституции  Российской Федерации / под ред.  В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.

14. Левакин И.В., Юртаева  Е.А. Государство и его свойства  в условиях глобализации: проблемы  единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.

15. Марченко М.Н. Теория  государства и права. Учебник. 2004. - 640с.

16. Матузов Н.И., Малько  А.В. Теория государства и права.  Учебник. 2004. - 512с.

17. Мелехин А.В. Теория  государства и права. Учебник. 2007. - 640с.

18. Общая теория права  и государства. Учебник / под  ред. Лазарева В.В., 2001. - 520с.

19. Общая теория права  и государства: Учебник // Под  ред. Лазарева В. В., М.1994.

20. Общая теория права.  Учебник / Под ред. Пиголкина  А.С. 1998. -384с.

21. Официальный сайт  свободной энциклопедии «Википедия»  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

22. Проблемы общей теории  права и государства. Учебник  // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.

23. Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы. 1999. - 240с.

24. Теория государства  и права. 100 экзаменационных ответов.  Колюшкина Л.Ю. и др. 2004. - 304с.

25. Теория государства  и права. Тезисы лекций. Цыганов  В.И. 2007. - 201с.

26. Теория государства  и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. - 616с.

27. Теория государства и права.  Учебник /под ред. Пиголкина  А.С. 2003. - 544с.

28. Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. Учебник.2008, - 384с.

 


Информация о работе Понятие и признаки государства