Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:34, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
В процессе достижения определенной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации
2)найти отличия государства от других образований (партии, союзы, различного рода общественные движения);
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4)рассмотреть сущность и социальное назначение государства
В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной защитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивида (индивидов), которая органически включается в общую экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющая государственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.
Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является “организатором “общих дел”, вытекающих из природы всякого общества”17. Объективность данного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойств государства является основным? Марксистское учение о сущности государства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала.
Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение “классовых” и “общих” задач государства.
С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой - расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается “отрыв” государства от народа, происходит “приближение” его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.
В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений.
Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.
В середине XX века возникает ряд теорий (“государство всеобщего благоденствия”, “плюралистическая демократия”, “правовое государство” и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках “закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого.
Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.
Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.
Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в “полугосударство” опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об “истинности” и “универсальности” теории классового государства18.
Приверженность лишь одной из возможных гипотез общественного развития, которую отстаивала марксистско-ленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику.
Итак, можно сказать что, будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами. Все это дает основать охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).
Заключение
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение
Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Научная и учебная литература :
1.Гегель. Философия права. М.,1990.-524 с.
2.Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия М.,1970.-568с .
3. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т.21.-486 с.
4.Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.39.-520 с.
5.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4.-504 с.
6.Любашиц В.Я. Теория государства и права. Изд.3-е., 2006.-768 с.
7.Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права. 2011.-447 с.
8.Пиголкин. Общая теория права. МГТУ им. Баумана П.Э. 1998.-384 с.
9.Ирхин Ю.В. Политология. М.,2011.-238 с.
10.Пиголкин. Теория государства и права. М. ,2005.-704 с.
11.Лавриненко В.Н. Политология. М.,2007.-622 с.
12. Моль Р.,пер.: Попов А. Энциклопедия государственных наук. М.,1868.-599 с.
13.Гумплович Л. Общее учение о государстве.1910.-524с.
14. Теория государства и права. Под ред. М. Н. Марченко. М.:, 2000.- 624 с.
15.Петров В.С. Сущность, содержание и формы государства. . 2005.- 355 с.
16. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист 2001.-776 с.
17. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004.-416 с.
18. Еллинек Г., под ред.: Гессен С.И., Санкт-Петербург,1908.-626 с.
19. Хропанюк В.И. Теория государства и права, М. 2003.-592 с.
Электронные источники:
20. http://www.sno.pro1.ru/lib/
21. http://www.consultant.ru/
Приложение№1
Разнообразие определений государство
ГОСУДАРСТВО-
АРИСТОТЕЛЬ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВСЕХ УМСТВЕННЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН
Цицерон СОЮЗ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДЕНЕННЫХ ОБЩИМИ НАЧАЛЬНЫМИ ПРАВАМИ И ОБЩЕЙ ПОЛЬЗОЙ
ШЕРШЕНЕВИЧ Г.Ф. ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ
ВЛАСТВОВАНИЕ НАД СВОБОДНЫМИ ЛЮДЬМИ В
ПРЕДЕЛАХ
ГУМПЛОВИЧ Л. ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТВОВАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ
Приложение №2
Признаки государства
Единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев и лиц без гражданства) в пределах территории страны, ее государственных границ
Обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории
Организует и осуществляет власть на правовых основах
Располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения
государство
Приложение №3
СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ (РОЛЬ) ГОСУДАРСТВА
Разнообразие в понимании социального назначения государства
Достижение социального компромисса, учета и координации интересов различных групп населения
Сохранение мира, предотвращение вооруженных конфликтов
Преодоление социальных
Проведение решений, которые поддерживаются различными слоями общества
Охрана правопорядка, прав и свобод человека
Служебная роль современного-цивизационного государства
Ростоу создание в рамках закона разнообразных
Хекшнер социальных благ для всех членов общества
Бернс с учетом возможностей каждого
Маркс служит орудием классового господства и
Энгельс
строительства бесклассового
Ленин
Руссо утверждение общей свободы
Лассаль
Гоббс достижение общей безопасности
Гроций достижение социального блага
Платон
Аристотель, Утверждение нравственности
Гегель
1 http://www.sno.pro1.ru/lib/
2 Моль. Энциклопедия государственных наук, С. 23, 49— 64