Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение понятия и сущности государства. Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
 рассмотреть понятие и признаки государства;
рассмотреть сущность государства

Файлы: 1 файл

реферат правоведение.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами классами, а также в защите частной и коллективной собственности. Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название  «государство».    Актуальность выбранной темы. Актуальность исследования состоит в том, что на любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, государственная власть оставался в той или иной степени насущным. Также тема работы актуальна потому, что в юридической литературе существует множество определений понятия государства. Это связано с тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством, при выполнении задач и функций, связанных с жизнедеятельностью общества. Кроме того, государство является очень сложным и внутренне противоречивым общественно-политическим явлением, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы разных слоев, классов общества, политических партий и движений. В этой связи решить указанные выше проблемы, возможно лишь при изучении государства в конкретно-исторических условиях, в различных его взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.           Объект исследования: государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований. Предмет исследования: определение государства, его сущность.  Цель исследования: рассмотрение понятия и сущности государства. Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и признаки государства;
  • рассмотреть сущность государства      

Методы исследования: проработка методической литературы и электронной среды.       

Структура работы: план, введение, 3 раздела, выводы, список использованной литературы.

 

І Теории происхождения государства

За время существования  юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых  разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью  таких явлений, как государство  и право, с другой – с тем, что  каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды  и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды  на разные аспекты процесса происхождения  и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.      К основным теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная,  божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего  и внешнего);

8. экономическую (классовую)  [5]

 

ІІ Понятие и признаки государства

2.1. Понятие государства

Попытки дать полное, всеобъемлющее  определение понятия государства предпринимались давно и неоднократно. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. [9].      Несколько иной позиции, относительно понятия о государстве, придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» [6]. Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.     Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим» [7].           С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.      В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.     В широком смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений [7].    Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны [8].      2.2. Признаки государства        За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.  Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. "Хорошо управляемое государство, - писал он, - есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет". Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 до н.э.) рассматривал в качестве одного из основных признаков государства - дело "достойное народа". Причем под народом им понималось "не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".     Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и за­конов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. "Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно", - писал он в своем знаменитом сочинении "Государь".     Представители социологического направления такими признаками, принадлежащими государству, считают следующие:

   • совокупность  людей,

   • власть над  ними,

   • территория

       Марксистская теория выделяет в качестве признаков государства:

   • разделение подданных  по территориальным единицам,

   • публичная власть,

   • взимание налогов  с населения.

      Несмотря на разнообразие форм образования и развития государств все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.          Признаками государства являются:

  • наличие публичной власти;
  • суверенитет;
  • территория и административно-территориальное деление;
  • правовая система;
  • гражданство;
  • налоги и сборы.

1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.     Публичная власть обладает своими особенностями:

  • отделена от общества;
  • не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна;
  • чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а не­редко и самого аппарата управления;
  • осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в общественном производстве;
  • опирается на писаное формализованное право;
  • подкреплена принудительной силой государства.

      Правовая система - юридический "скелет" государства. Власть поддерживается через юридические нормы. Государство, его институты закреплены в праве и действуют в цивилизованном обществе опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п. Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.      Специальный аппарат принуждения и подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли. Только государство создает и имеет такие структуры как суд, прокуратура, органы безопасности и полиция (милиция) и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принуди­тельными средствами.      Как форма организации общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственное управление характеризуют  уровень развития государства как демократического и правового.        2. Государственный суверенитет. Суверенитет выражается в независимости власти данного государства от всякой иной власти и обладает двумя свойствами – верховенство и независимость.  Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене. Государственный суверенитет проявляется внутри государства и за его пределами.       Внутренний суверенитет – полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.   Внешний суверенитет – полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в международных отношениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.         Суверенитет может быть абсолютным (полным) и ограниченным. Ограничение суверенитета возможно в  добровольном порядке (самоограничение) и принудительном.       3. Разделение населения на территории. Территория государства – то пространство, на которое распространяется его юрисдикция (публичная власть). Территория является пространственной основой государства, теряя территорию, государство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.       Размер территории и численность населения является основанием для деления государств на малые, средние и крупные. В условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с обеспечением наилучших условий управления. Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.           4. Гражданство – устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.     Государство — единственная организация власти в масштабе  всей  страны.   Ни  одна  другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.         5. Налоги и сборы – материальная основа деятельности государства и его органов.  Французский социолог Реймон Арон отмечал, государство обязано изымать какую-то часть доходов отдельных лиц, чтобы финансировать, как ему и положено, решение задач всего общества. Денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся на территории  государства которые используются на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др. [5]

 

ІІІ Сущность государства и ее проявления

Сущность – это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности. Сущность явления остается неизменной, хотя некоторые его характеристики могут меняться в процессе исторического развития. Сущность всех государств едина. Однако она не лежит на поверхности, скрыта в глубине явления, до нее нужно добраться. На сегодняшний день в юридической науке сформировалось два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый. С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.            С точки зрения общесоциального подхода государство – средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.   Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.  В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.       Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются:

1. Государственная власть.

2. Суверенитет.

3. Политический режим государства.       Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства. [5] 

ВЫВОДЫ

С точки зрения современных  представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах  человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так в территориальном. Государство  есть «Оболочка», которая сохраняет  целостность той или оной социальной общности. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.  В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, поскольку характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.            В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство — объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.     Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Государство  и право. М., 2006

2. Алексеев С.С. Теория  государства и права. М., 2006

3. Бабаев В.К. Общая  теория права. М., 2005

4. Жиделев В. А. Государственная  власть как правовая категория// Право и политика, 2007, № 6

5. Лекции по теории  государства и права  Теории  происхождения государства http://webarhimed.ru/page-14.html (Дата обращения: 10.12.2012)

6. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3- с.10

7. Общая теория государства  и права. Учебник /Под ред.  Лазарева В. М. Юрист – 2004

8. Теория государства  и права. Курс лекций. Н. И.  Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.

9. Хрестоматия по истории  политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В  2-х ч. — Тюмень, 1996.

Информация о работе Понятие и признаки государства